• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Обучение действием Надлежащее корпоративное управление - не мода, а средство выживания в растущей конкурентной борьбе

Эксперт. 2004. № 3. 26 января

Согласно традиционным представлениям, Россия является большой и относительно закрытой экономикой - в отличие от "малых и открытых" экономик стран Восточной Европы. На этом основании автоматически делается вывод, что в России меньшая интенсивность конкуренции, что она не влияет в достаточной мере на поведение предприятий, а следовательно, нужны иные меры по стимулированию экономической активности, исходящие от государства. Только что завершившееся исследование, выполненное в ГУ-ВШЭ во взаимодействии с Центром сравнительных исследований (Болгария) и Тимоти Фраем из Университета Огайо (США), ставит под сомнение эту гипотезу.

Согласно традиционным представлениям, Россия является большой и относительно закрытой экономикой - в отличие от "малых и открытых" экономик стран Восточной Европы. На этом основании автоматически делается вывод, что в России меньшая интенсивность конкуренции, что она не влияет в достаточной мере на поведение предприятий, а следовательно, нужны иные меры по стимулированию экономической активности, исходящие от государства. Только что завершившееся исследование, выполненное в ГУ-ВШЭ во взаимодействии с Центром сравнительных исследований (Болгария) и Тимоти Фраем из Университета Огайо (США), ставит под сомнение эту гипотезу.
Проект был посвящен сравнительному анализу корпоративного управления в Болгарии и России. Основой для него стала серия углубленных неформализованных интервью с руководителями средних, крупных и сверхкрупных акционерных компаний. В каждой стране летом-осенью прошлого года было проведено по 20 таких интервью.
Полученные для России данные свидетельствуют о существенно большей открытости экономики и интенсивности конкуренции, чем можно было ожидать в соответствии с традиционными представлениями. Тот факт, что две трети опрошенных предприятий реализуют свою продукцию на экспорт или в любой момент готовы переключиться на экспортные поставки, говорит об активной интеграции российских производителей в глобальный рынок. И судя по всему, этот процесс развивается вне связи с переговорами о вступлении России в ВТО.
Характеризуя влияние экспорта на процессы корпоративного управления в России, можно отметить две тенденции. Во-первых, среди экспортеров преобладают предприятия, входящие в бизнес-группы. Во-вторых, на российских предприятиях, реализующих часть своей продукции и услуг на экспорт, как правило, присутствуют иностранные акционеры. Это отражает интерес иностранных инвесторов к крупным компаниям, имеющим стабильные доходы от экспортных операций. Такие компании, не нуждаясь непосредственно в миноритарных акционерах, в последнее время стараются соблюдать их законные права, чтобы улучшить собственную международную репутацию.
Российские собственники, как оказывается, все чаще сами заинтересованы в зарубежных партнерах. И речь идет не столько о привлечении инвестиций, сколько о трансфере технологий, управленческого опыта, обеспечении сбыта продукции на новых рынках. Такая заинтересованность предполагает выстраивание цивилизованных схем взаимодействия с иностранными акционерами (ср. с практикой грубого нарушения их прав, что имело место в 90-е годы во многих российских АО).
Данные российских интервью свидетельствуют, что предприятия, входящие в бизнес-группы, сталкиваются с относительно меньшей конкуренцией, чем независимые компании. Так, только среди членов бизнес-групп были предприятия, отмечавшие умеренный уровень конкуренции. Можно предположить, что вхождение в бизнес-группы для российских предприятий выступало средством смягчения конкурентного давления. Вместе с тем, как показывают ответы на вопрос о динамике конкуренции, в последнее время стали выравниваться условия для интегрированных компаний и независимых предприятий. Если независимые предприятия в основном отмечают стабильность конкуренции, то члены бизнес-групп говорят о ее усилении.
Характеризуя общую тональность российских интервью, следует также отметить изменение лексики и терминологии наших респондентов. Несмотря на то что половина из них принадлежит к категории "красных директоров", проработавших на своих предприятиях по пятнадцать-двадцать лет, они говорят уже другим языком и в большинстве случаев своими действиями реально способствуют интеграции своих предприятий в глобальный рынок. Интервью дают основание предположить, что за последние годы произошло качественное изменение менеджмента - не только через приход новых людей, но и через обучение старых директоров в процессе взаимодействия с внешней средой.
На наш взгляд, это своеобразный процесс обучения действием (learning by doing) был мало связан с политикой правительства и в большей степени был обусловлен усилением конкурентного давления в процессе интеграции России в глобальный рынок. Растущая конкуренция требует комплексных мер по повышению конкурентоспособности - с использованием для этого не только инвестиций в оборудование и технологические процессы, но и с реализацией широкого спектра организационно-управленческих инноваций. Последние включают в себя и упорядочение отношений между различными категориями акционеров, между собственниками и менеджерами, и формирование интегрированных бизнес-групп, которые оказываются более устойчивыми на высококонкурентном рынке.
Интервью показывают, что руководители российских предприятий осознают эту связь и что это - реальная основа для формирования эффективных механизмов корпоративного управления. Похоже, что и в дальнейшем конкурентное давление будет более мощным стимулом к улучшению корпоративного управления, чем разнообразные инициативы правительства.

Данная статья основана на материалах проекта Insiders, outsiders and good corporate governance: case of Russia and Bulgaria, реализованного на средства USAID в рамках программы Regional Think Tank Partnerships