• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

ЦБ не даст капиталам двинуться

Газета.Ru. 2004. № 19:59. 12 апреля

...По мнению директора Банковского института Высшей школы экономики Василия Солодкова, именно опасения, что инфляция выйдет за запланированные в 8–10% рамки и послужили настоящей причиной недовольства президента: «Непонятно, что делать дальше с курсом доллара: он должен неизбежно падать. Дальнейшая скупка долларов Центробанком за счет рублевых эмиссий повлечет за собой множество экономических проблем, и в том числе рост темпов инфляции»...

Председатель Центрального банка Сергей Игнатьев пообещал президенту скорректировать кредитно-денежную политику банка. Это может означать отказ от политики поддержки курса доллара и проблемы для реального сектора российской экономики. Для начала ЦБ намерен ограничить передвижение краткосрочных капиталов.

Владимир Путин сделал выговор председателю ЦБ Сергею Игнатьеву – за резкое сокращение золотовалютных резервов (ЗВР) страны. По данным ЦБ, за март ЗВР снизились на $2,9 млрд.
Президент выразил свое недовольство и по сути обвинил главу Банка России в недальновидности осуществляемой им политики. Он рекомендовал главному генератору кредитно-денежной и курсовой политики внести некоторые коррективы в заданный курс, а также побольше советоваться с правительством.
Столь резкая критика деятельности Центробанка не могла быть вызвана простым сокращением ЗВР. Хотя $2,9 млрд – сумма значительная, в процентном отношении сокращение несущественно и составляет всего 3% общего объема ЗВР. И Сергей Игнатьев, и его бывший первый зам Олег Вьюгин уверяют, что объемы ЗВР более чем достаточны для выполнения возложенных на этот источник задач, тем более что большую часть из $2,9 утекших млрд составили целевые расходы: $2,5 млрд отдано Минфину на выплату внешнего долга (всего в марте – $4 млрд).
Чего нельзя с такой же уверенностью сказать об остальных $0,4 млрд. Их Центробанк израсходовал в начале марта: около полумиллиарда долларов пришлось выбросить на рынок, чтобы стабилизировать ситуацию на валютном рынке страны: доллар в мире стал резко расти, и ЦБ пришлось вмешаться, чтобы сбить ажиотажный спрос российских банков.
Именно протекционистская политика по отношению к национальной валюте, считают эксперты, и могла послужить поводом для вызова Игнатьева «на ковер».
Действия Центробанка по укреплению национальной валюты всегда вызывали споры. Игнатьева можно только пожалеть – он оказался между двух огней. Курс доллара медленно, но снижается независимо от усилий ЦБ из-за высоких цен на нефть, и поддерживать приемлемый для российской экономики курс ЦБ может, только скупая ее. То есть фактически осуществляя рублевые эмиссии. Это ведет к росту денежной массы, то есть к инфляции.
«Руководство страны обеспокоено укреплением рубля, поскольку оно снижает конкурентоспособность российских производителей. Но сдерживание темпов инфляции остается одним из основных обязательств правительства. Таким образом, перед ЦБ ставятся две противоречащие друг другу задачи», – пояснил «Газете.Ru» заместитель председателя правления «Москоммерцбанка» Асхат Сагдиев.
По мнению директора Банковского института Высшей школы экономики Василия Солодкова, именно опасения, что инфляция выйдет за запланированные в 8–10% рамки и послужили настоящей причиной недовольства президента: «Непонятно, что делать дальше с курсом доллара: он должен неизбежно падать. Дальнейшая скупка долларов Центробанком за счет рублевых эмиссий повлечет за собой множество экономических проблем, и в том числе рост темпов инфляции».
Проще говоря, обещания Игнатьева изменить политику ЦБ фактически могут означать отказ от поддержания курса доллара.
В этом случае, считает Солодков, он может упасть до 25, а при самом плохом раскладе – даже до 20 рублей. Импорт резко подешевеет, его конкурентоспособность сильно возрастет, а поскольку качество отечественной продукции по-прежнему несравнимо с зарубежным, это создаст неодолимые проблемы при ее продаже.
Представитель холдинга «Марта» Евгений Сухарников считает, что в случае падения доллара компании, торгующие импортным товаром, непременно понизят на него цены, и в первую очередь это коснется продовольственных скоропортящихся продуктов, таких как фрукты, мясо, молочные продукты. Тем не менее он выразил надежду, что государство не допустит, чтобы импортные товары стали дешевле отечественных.
Таким образом, если все положить на сдерживание инфляции, это может негативно отразиться на реальном секторе экономики. Оснований полагать, что укрепление рубля приостановится в этом году естественным путем, нет.
Значит, остается одно: необходимо сохранить баланс – укреплять рубль ровно настолько, чтобы его усиление не влекло за собой инфляции.
В Центробанке это понимают. Только вот расчеты ЦБ и администрации президента не совпадают. Сергей Игнатьев считает, что укрепление рубля в объеме 7% по итогам года не угрожает экономике. Администрацию такие цифры не устраивают – там рассчитывают на выполнение первоначальных прогнозов: укрепление рубля в 2004 году не должно превышать 3–4%.
«Центробанк проводит свою денежно-кредитную политику ценой сокращения занятости в экономике»,– считает главный экономист «Альфа-банка» Наталья Орлова. Сильное укрепление рубля делает менее выгодным национальное производство, издержки производства растут и как следствие – сокращается занятость. Только с 2002 по 2003 год крупные и средние предприятия сократили 2 млн человек.
Пока ЦБ предложил одну меру – чтобы удержать курс рубля и доллара на премлемом уровне, Сергей Игнатьев готов ограничить приток капитала в страну. Это возможно благодаря новому закону о валютном регулировании. В понедельник зампред ЦБ Константин Корищенко сообщил «Ведомостям», что в развитие этого закона (он вступит в силу 17 июня 2004 г.) ЦБ готовит более 20 нормативных актов. «Там будут общие правила, по которым могут быть введены количественные ограничения на приток и отток капитала».
По словам Асхата Сагдиева, в банковском сообществе ожидают, что это будет сделано в форме требования дополнительного резервирования какой-то части капитала. «Сейчас обсуждается 20%, и это цифра реальная», – сказал эксперт.
А Василий Солодков выразил сомнение, что ЦБ пойдет на существенное ограничение пережвижения капиталов, поскольку в последнее время государство напротив, декларирует тенденцию к либерализации валютного рынка.

***
Золотовалютные запасы страны – финансовый резерв. Они складываются из монетарного золота, специальных прав заимствования (СДР; это псевдовалюта международных финансовых организаций), резервной позиции в Международном валютном фонде и иностранной валюты. Доля валюты – около 95%. За счет этого резерва при необходимости государство может расплатиться по внешним или бюджетным долгами. На 1 января текущего года золотовалютные резервы РФ составляли $76,938 млрд, на 1 февраля – $83,99 млрд, на 1 марта – 86,318 млрд. На 1 апреля величина золотовалютных резервов составила $83,398 млрд, таким образом, они уменьшились на 3,4% – это самое большое месячное снижение с августа 1998 года.