• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Президент ускоряет, правительство потеет

Газета.Ru. 2004. № 17:45. 26 мая

...Проректор по науке ГУ ВШЭ Андрей Яковлев считает, что высказывания Путина в макроэкономической части «носят характер лозунгов». Он обратил внимание «Газеты.Ru» на то, что президент, выдвинув определенные требования, обошел стороной механизмы их реализации...

В среду президент Владимир Путин дал новый, куда более сильный, чем в прошлом году, посыл правительству. ВВП придется удваивать не за 10, а за 6 лет, рубль полностью конвертировать не за 3, а за 2 года, а годовую инфляцию довести до 3%.

Глава администрации Дмитрий Медведев и советник президента по экономике Андрей Илларионов уже с середины чтения сидели с закрытыми глазами. Оно и понятно – текст послания они и писали, и читали чуть ли не каждый день в последние пять месяцев.
Должно быть, и самому Владимиру Путину было скучновато читать хорошо известные строчки – по данным из его администрации, он собственноручно вымарывал чересчур резкие формулировки и фразы.
Из первых слов Путина – что «пересмотра фундаментальных принципов нашей политики не будет» – даже стало непонятно, что целая администрация делала пять месяцев. Но когда президент стал уточнять прошлогодние приоритеты – удвоение ВВП, борьба с бедностью и модернизация армии, мало никому не показалось.
Владимир Путин заявил, что ВВП при сохранении темпов экономического роста первого квартала 2004 года (8%. – «Газета.Ru») может быть удвоен не за десять лет, как предполагалось ранее, а к 2010 году. Инфляция к 2008 году может быть доведена до 3% в год, а рубль стать полностью конвертируемым уже через два года.
Фразу про досрочное удвоение ВВП зал встретил овациями; члены правительства тоже имели неосторожность принять участие в общем ликовании.
«Члены правительства тоже аплодируют, значит, они с этим согласны», – немедленно отреагировал Путин. Поэтому министру финансов Алексею Кудрину по завершении послания, отвечая на вопросы журналистов, пришлось признать поставленные президентом задачи выполнимыми.
То есть министр финансов считает возможным держать темпы роста на уровне 8% годовых. А ведь еще в марте официальный прогноз Минэкономразвития составлял 5,2%. Потом, несмотря на сопротивление Германа Грефа, прогноз скорректировали до 7%. Казалось, больше уже натянуть нельзя. Оказалось – можно. «Только в ближайшие четыре года нам предстоит попотеть побольше, чем мы делали это в предыдущие годы», – пояснил Кудрин.
Эксперты по поводу озвученных президентом планов разводят руками. Аналитик Бюро экономического анализа Ростислав Кокорев в интервью «Газете.Ru» предположил, что президент на самом деле не прогноз давал, а «озвучивал установку». Только этим, считает эксперт, можно объяснить столь оптимистичный настрой.
Наименее реально, по оценке Ростислава Кокорева, снизить до 2008 года инфляцию до 3%.
Эксперт считает, что по крайней мере ближайшие пять лет она точно будет выше этого показателя. «Я не вижу особой перспективы, чтобы деньги, которых в стране много, удалось связать значимыми инвестиционными проектами», – пояснил он.
Что касается удвоения ВВП до 2010 года, то скорректировать прогноз, считает экономист, президента сподвигло существенное повышение мировых цен на нефть, которые пока падать не собираются. Впрочем, подчеркнул Ростислав Кокорев, ВВП – это очень условный показатель, отражающий общую стоимость произведенных в стране товаров и услуг. Поэтому главный вопрос – не сколько будет рост, а какого качества и характера будет производиться продукция:
«Можно к 2010 году произвести много-много баллистических ракет и рапортовать об удвоении, только лучше жить от этого никто не станет».
Проректор по науке ГУ ВШЭ Андрей Яковлев считает, что высказывания Путина в макроэкономической части «носят характер лозунгов». Он обратил внимание «Газеты.Ru» на то, что президент, выдвинув определенные требования, обошел стороной механизмы их реализации.
По мнению Яковлева, президентские лозунги носят подстегивающий характер: вопрос о стимулировании экономического роста сейчас стоит с особой остротой – в экспертном сообществе считают, что существующий рост нестабилен и механизмов его поддержки на самом деле нет.
Относительно снижения темпов роста инфляции Андрей Яковлев отметил, что здесь нельзя перегибать палку – умеренная инфляция (на уровне 10%) стимулирует экономическую активность. Но действия руководства, направленные на снижение инфляции, оправданны, так как низкая инфляция тормозит укрепление рубля. И правительство таким образом решает две задачи.
Что касается планов по полной конвертации рубля, Яковлев убежден, что этот процесс форсировать преждевременно: полная конвертация предполагает значительное увеличение нагрузки на финансовую систему, так как финансовые потоки становятся более интенсивными. Российская финансовая система пока недостаточно устойчива, чтобы выдержать такую перенагрузку.
Заведующий лабораторией денежно-кредитной политики Института экономики переходного периода (ИЭПП) Сергей Дробышевский пояснил, что полная конвертация означает, что рубль встанет в один ряд с такими валютами, как шведская крона, канадский доллар, австралийский доллар. Граждане смогут обменять рубли на другую валюту в любой точке мира. Тем не менее прогнозировать, что через два года рубль будет конвертируемым, трудно. Ведь для этого нужны не только соответствующие изменения в законодательстве, но и признание валюты в мире. Появится это признание или нет, зависит от стабильности курса, ситуации на финансовых рынках и, опять же, экономического роста. А рост будет только в том случае, подчеркнул экономист, если российский бизнес поверит в стабильность своего положения.