• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Мнение

OPEC.RU. 2005. № 10:43. 9 июня

Очень большой урон банковской системе нанесли события лета 2004 года

Виктор Кимович, председатель ЦБ Сергей Игнатьев заявил, что замедление темпов роста банковского сектора в 2004 году вполне может быть субъективным фактором, так как 2003 год был слишком благоприятным для банковской системы. Кроме того, Игнатьев вообще не уверен, что замедление роста – странно. Возможно, что просто достигнут определенный естественный рубеж, и теперь все должен решать рынок. А снижение доходов ЦБ в 2004 году – результат общемировой тенденции к снижению ставок. Такое заявление из уст главы ЦБ, в общем-то, вполне объяснимо как заявление чиновника, но не является ли это отчасти попыткой сложить с ЦБ ответственность за происходящее в российской банковской системе?
Замедление темпов роста основных банковских показателей (активов, капитала, прибыли) – является не субъективным, а объективным фактом. С этим утверждением поспорить достаточно тяжело. Очень большой урон банковской системе нанесли события лета 2004 года, когда значительно замедлился приток средств в банковскую систему. Банки были вынуждены сократить или перенести на 2005 год программу заимствования с зарубежных рынков. Кроме того, летом 2004 года наблюдался отток средств населения из банков. Если мы посмотрим на статистику по депозитам, то увидим, что показатели лета 2004 года оказались просто-напросто провальными. Это привело к тому, что банки, особенно частные, столкнулись со значительным недобором клиентских средств и были вынуждены приостановить часть проектов.
Кроме того, события лета 2004 года привели к тому, что в значительной мере снизилась доходность операций банков. Прежде всего, упали доходы, которые банки получали от операций на финансовых рынках. Одновременно в тот период значительно выросла стоимость привлечения средств с межбанковского рынка и у населения: банки, чтобы привлечь новых вкладчиков, были вынуждены поднять ставки по депозитам. То есть параллельно произошло сокращение доходов банков и рост процентных расходов. «Заслуга» Центрального банка в провоцировании кризиса и, соответственно, в замедлении темпов роста банковского сектора, очевидна.
Правда, существует и другая причина наблюдаемых явлений. В прошлом году Банк России значительно ужесточил требования к законности банковских операций. Как мы знаем, был ликвидирован ряд проблемных и отмывочных банков, многие из банкиров были вынуждены отказаться от операций по раздуванию капитала и ликвидности. Такие действия были проведены не без ошибок (в частности, отзыв лицензии у «Содбизнесбанка» был осуществлен тогда, когда уровень ликвидности банковского сектора был близок к критическому и, соответственно, банковская система была наиболее уязвима), но они были объективно нужны для повышения доверия инвесторов к отечественной банковской системе.