• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Туда Артемьев не заходит Госдума одобрила закон "О защите конкуренции"

Газета. 2005. № 126. 11 июля

...Надо сказать, что эксперты возражали против этих норм, отмечая, что, по сути, под такое понятие доминирования подпадает чуть ли не весь более или менее крупный бизнес. "Три и более компании контролируют более 50% рынка в 70% отраслей", - отмечает профессор Высшей школы экономики Светлана Авдашева. Но депутаты сочли, что ситуация на рынках бензина, стройматериалов, зерна требует вмешательства, и согласились с предложениями ФАС...

Депутаты согласились с предложениями Федеральной антимонопольной службы ужесточить контроль над компаниями, контролирующими крупные доли рынка. Принятый в пятницу в первом чтении закон "О защите конкуренции" вводит понятие коллективного доминирования. Если ФАС докажет ценовой сговор между компаниями, подпадающими под это понятие, им грозит штраф в размере до 4% годового оборота. Впрочем, как отметили депутаты, новый закон все равно не позволит ФАС эффективно регулировать рынки, где само государство выступает в роли игрока.

Разработанный Федеральной антимонопольной службой (ФАС) закон "О защите конкуренции" ужесточит для компаний наказания за картельные сговоры и злоупотребление положением на рынке. Принципиально новой в законе является норма, которая определяет понятие коллективного доминирования. Если сейчас доминирующим считается субъект, который держит в своих руках 65% от всего объема отраслевого рынка, то в новом законе таковой признается любая из трех компаний, контролирующих вместе 50% рынка, либо из пяти, контролирующих 70%. "Мы в судебном порядке доказали, что прошлогодний скачок цен на бензин во многом был определен сговором игроков на рынке, - пояснил глава ФАС Игорь Артемьев предпосылки появления этой нормы. - Суд признал вину таких компаний, как ЛУКОЙЛ, ЮКОС. Сейчас ведется судебное разбирательство с компанией "Сибнефть" в Омской области и еще с 20 региональными компаниями". По словам Артемьева, выигранные процессы принесли бюджету в первом квартале текущего года более 100 млн. рублей.
В будущем монополистам придется расплачиваться с государством за свое недобросовестное поведение гораздо большими суммами - соизмеримыми, как заверил Артемьев, с нанесенным экономике ущербом. Если будет доказано, что компания злоупотребила своим доминирующим положением, ее ждет штраф в размере 2% от годового оборота; если же имел место сговор, то для каждого из участников штраф вырастает до 4% от оборота.
Надо сказать, что эксперты возражали против этих норм, отмечая, что, по сути, под такое понятие доминирования подпадает чуть ли не весь более или менее крупный бизнес. "Три и более компании контролируют более 50% рынка в 70% отраслей", - отмечает профессор Высшей школы экономики Светлана Авдашева. Но депутаты сочли, что ситуация на рынках бензина, стройматериалов, зерна требует вмешательства, и согласились с предложениями ФАС.
Впрочем, новый закон касается не только компаний. Целая глава в нем посвящена нарушениям конкуренции со стороны чиновников. Как пояснил Игорь Артемьев, речь идет о случаях, когда органы власти или местного самоуправления учреждают подконтрольные компании и начинают перекачивать туда бюджетные деньги. Теперь таких возможностей у них станет меньше. Согласно закону такая господдержка может быть проведена только через бюджет и только с разрешения ФАС.
Во всех этих достоинствах закона депутаты не сомневались. Однако полномочия, которые получает ФАС по новому закону, они посчитали чрезмерными. Во-первых, ведомство Артемьева получит неограниченное право доступа к информации коммерческих предприятий и органов власти даже без наличия санкций прокурора или суда. Чтобы требовать все необходимые документы, проверяющему достаточно предъявить служебное удостоверение и разрешение на проведение контрольного мероприятия, завизированное руководителем ФАС. "Подобных полномочий не имеют даже правоохранительные органы! - возмутился глава комитета по кредитным организациям и финансовым рынкам Владислав Резник. - К тому же нормы антимонопольного законодательства не исключают повторного возбуждения дел, которые уже рассматривались и решение по которым уже вынесено. Это препятствует ведению нормального бизнеса в целом".
Глава комитета по собственности Виктор Плескачевский поддержал коллегу. По его словам, сегодня органы госвласти фактически выведены из-под действия правил антимонопольного регулирования, они сами "представляют лицензионно-разрешительную, распорядительную и контрольную систему". Поэтому ко второму чтению депутаты решили "довести законопроект до ума" и подвести под правила антимонопольного регулирования и публичные услуги государства.
Впрочем, ряд депутатов считает, что принятие нового закона все равно не позволит ФАС эффективно регулировать рынки, где само государство выступает в роли игрока. "Монополизирована масса сфер - здесь и телевизионная реклама, и МПС, а "Газпром" - это вообще отдельная территория. Туда Артемьев не заходит, потому что его машину остановят за километр и развернут", - заявил депутат от ЛДПР Алексей Митрофанов. Пока это будет продолжаться, правильный на бумаге закон останется не более чем декларацией по борьбе с монополистами, а не реальным оружием против них.