• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Мнение

OPEC.RU. 2005. № 11:48. 8 сентября

Наша маленькая экономика не в состоянии переварить научный потенциал

Андрей Александрович, на встрече с руководством правительства, Совета Федерации и членами Президиума Госсовета, Президент Путин говорил о переходе страны к инновационному пути развития и о том, что для этого надо сделать в ближайшее время, то есть, до 2008 года. В частности, предполагается образование новых университетов в федеральных округах, должно повышаться благосостояние преподавателей и научных сотрудников, нужны программы поддержки студентов и так далее. Но, даже если все это будет реализовано, что мы в результате получим? Может получиться так, что у нас будет армия ученых, но для становления экономики знаний этого недостаточно, потому что будут идеи, но как они будут реализовываться? Достаточно ли для перехода к экономике знаний провести реформу науки и образования и считать, что все сразу заработает? Или же кроме этого нужно создавать предпосылки для того, чтобы инвесторы в это вкладывались, чтобы был полный цикл от научной разработки до появления товара на рынке? И будет ли в России достаточный спрос на высокотехнологичную продукцию, поскольку рассчитывать на выход с такой продукцией на мировые рынки сомнительно, - там другие игроки и конкуренция очень высока?
Безусловно, просто приток дополнительных денег в образование и науку не решает проблемы создания условий для инновационного развития. Наряду с увеличением финансирования необходимо изменение механизмов организации деятельности учреждений, существующих в этой сфере. При этом те исследования, которые проводились в свое время в Высшей Школе Экономики, показывают, что даже при весьма сократившемся масштабе научной сферы в России то количество ученых и тот потенциал академической науки, который у нас был создан в советское время, превосходят по свои масштабам реальный спрос и реальные потребности сегодняшней российской экономики. Здесь мы сталкиваемся с тем, что в прошлом году весьма образно сформулировал Яков Паппе, - у нас большая страна, но маленькая экономика.
Наша маленькая экономика не в состоянии полностью переварить тот потенциал, который пока еще сохранился в научной сфере. Поэтому наряду с какими-то попытками выстраивания более адекватного взаимодействия между наукой и образованием, наукой и реальным сектором, мне кажется, что одновременно надо думать о выстраивании механизма выхода с нашими интеллектуальными услугами и продукцией на мировой рынок. Вы совершенно правы, что это весьма конкурентный рынок, там и без нас хватает игроков, но достаточно характерно, что российские ученые и российские прикладные исследователи достаточно активно пользовались спросом на мировом рынке. И, на мой взгляд, сегодня важно найти формы институциализации этого спроса, чтобы взаимодействие происходило не между отдельными российскими гражданами и зарубежными корпорациями, а между российскими и зарубежными компаниями.
При этом, возможно, нам здесь следует ориентироваться на некоторые новые для нас самих, еще неразработанные, но потенциально привлекательные рынки. Например, есть такой партнер, как Китай. Последние события (например, развитие ШОС, совместные военные учения на Дальнем Востоке) показывают, что у России и КНР есть общие политические интересы. Но на самом деле, есть довольно много оснований для экономического сотрудничества, причем, не только в русле традиционных подходов, когда мы экспортируем в Китай наши лес, рыбу и нефть, а оттуда закупаем ширпотреб разного качества.
Во взаимоотношениях с Китаем обеим сторонам было бы выгодно сотрудничество в инновационной сфере. Это может быть весьма привлекательным с обеих сторон с точки зрения совместного выхода на рынки третьих стран. В рамках такой кооперации Россия могла бы поставлять идеи, а Китай мог бы быть площадкой для их реализации, в силу дешевизны и достаточно высокого качества рабочей силы. Исследование по стимулированию товарооборота с КНР, которые ВШЭ проводит сейчас совместно с ЦСР, свидетельствует, что развитие китайской экономики в значительной степени шло за счет копирования технологий и разработок. И сейчас ситуация такова, что китайцам действительно не хватает новых идей.
Мне кажется, что наряду с развитием собственно науки и образования имело бы смысл в режиме пилотных проектов отработать механизмы возможного вывода наших идей и знаний на мировые рынки – будь то продажа патентов, экспорт образовательных услуг или организация совместных производств с использованием российских технологий. Причем, на мой взгляд, здесь речь должна идти скорее не о рынках США и Европы, где гораздо более жесткий уровень регулирования, выше барьеры входа, а о рынках типа Китая, Индии, стран Латинской Америки.