• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новая макроэкономика

BusinessWeek Россия. 2006. № 1. 16 января

Началось исполнение федерального бюджета 2006 года. В его основе лежат основные макроэкономические индикаторы: объем ВВП и инфляция. Предполагается, что их рассчитали. Исходя из чего? Исходя из достигнутого уровня с поправкой на нефтяные цены. Можно ли иначе? Можно и даже нужно. Ориентирами макроэкономической политики в России могли бы стать показатели, необходимые для стран - кандидатов на вступление в европейский денежный союз.

Началось исполнение федерального бюджета 2006 года. В его основе лежат основные макроэкономические индикаторы: объем ВВП и инфляция. Предполагается, что их рассчитали. Исходя из чего? Исходя из достигнутого уровня с поправкой на нефтяные цены. Можно ли иначе? Можно и даже нужно. Ориентирами макроэкономической политики в России могли бы стать показатели, необходимые для стран - кандидатов на вступление в европейский денежный союз.
Маастрихтские макроэкономические критерии присоединения (Maastricht convergence criteria) состоят в следующем: 1) годовой дефицит бюджета не должен превышать 3% ВВП; 2) общий государственный долг не должен превышать 60% ВВП; 3) уровень инфляции не должен быть более чем на полтора процентных пункта выше уровня инфляции в трех наименее инфляционных экономиках стран Евросоюза; 4) средняя номинальная долгосрочная процентная ставка не должна быть более чем на два процентных пункта выше данной ставки в трех наименее инфляционных экономиках ЕС.
Сопоставив текущие российские макроэкономические и финансовые индикаторы с маастрихтскими критериями, можно определить приоритеты в экономической политике в случае принятия Россией неизбежного решения о гармонизации экономических процессов, происходящих в России и Европе.
Тогда необходимо обеспечить проведение экономической политики, направленной на то, чтобы снизить средний уровень годовой инфляции в 3 раза, то есть с 11,7% в России до 3,9% текущего евростандарта. Уровень долгосрочных процентных ставок следует снизить почти вдвое (с 13% до 6,4%). Из-за отсутствия информации о долгосрочной процентной ставке взята ставка рефинансирования Банка России. Она используется при ломбардных кредитах и кредитах overnight, а процентные ставки по государственным ценным бумагам (ОФЗ) составляют сейчас около 8% и находятся ниже уровня инфляции.
Уровень внешнего и внутреннего государственного долга в России удовлетворителен: около $140 млрд., или 35% ВВП. Это более чем в 1,5 раза ниже евростандарта. Дефицит федерального бюджета в России отсутствует, имеется его профицит.
Невозможно быстро добиться радикального снижения инфляции и процентных ставок. Более того, такие показатели, как дефицит федерального бюджета и госдолг, в настоящий момент в России сильно зависят от внешнеэкономической конъюнктуры и мировых цен на экспортируемые виды сырьевых ресурсов. Поэтому необходимо строить экономическую политику так, чтобы вышеприведенные показатели либо постоянно улучшались, как в случае с инфляцией и процентными ставками, либо не изменялись в худшую сторону, как в случае с государственным долгом и дефицитом федерального бюджета.
Цели возможного таргетирования приведенных макроэкономических показателей экономики России по целевому критерию европейского денежного союза достижимы в течение восьми лет. Для этого необходимо выполнение определенных требований, которые могут уточняться в зависимости от объективных макроэкономических условий в Европе и мире, изменений регулирующих документов Евросоюза или в связи с общими требованиями экономической политики в России.
Во-первых, принципиальным требованием является направление движения - тенденция снижения "неблагоприятных" макроэкономических показателей для российской экономики. Во-вторых, темп движения зависит от активности и мер проводимой экономической политики. Для сравнения, страны Восточной Европы достигли необходимых ориентиров за 6-12 лет.
В-третьих, содержательность параметров движения. Для достижения необходимых показателей не более чем за восемь лет нужна активная политика в сфере государственных финансов. В предлагаемый курс вполне вписывается в случае необходимости и мобилизующая задача удвоения российского ВВП до 2010 года. Кроме того, желательно достижение двух принципиальных позиций: сбалансированного бюджета с нулевым дефицитом и фиксированного уровня совокупного государственного долга в размере не более 30% ВВП. Последняя позиция наиболее трудна для реализации, так как госдолг будет расти в случае неблагоприятной конъюнктуры цен на экспортные сырьевые товары, а также в случае проведения социальной политики, ориентированной на высокие темпы роста реальных доходов населения.
Осознанный выбор современными российскими политиками такого экономического курса предполагает их приверженность европейским демократическим и экономическим ценностям, а также предсказуемое следование этим курсом в будущем их самих или их преемников. Таким образом, возможное восьмилетнее таргетирование макроэкономических индикаторов обеспечит внутреннюю логику формирования экономической политики России в долгосрочной перспективе.
*Автор - доктор экономических наук, профессор, зав. кафедрой ГУ-ВШЭ