• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Инфляции в стране вообще быть не должно

Час Пик. 2006. № 2. 19 января

Экономические итоги прошедшего года подводит директор Санкт-Петербургского филиала госуниверситета "Высшая школа экономики" доктор экономических наук Александр Ходачек.

Экономические итоги прошедшего года подводит директор Санкт-Петербургского филиала госуниверситета "Высшая школа экономики" доктор экономических наук Александр Ходачек.

- Первое, на что хотелось бы обратить внимание, - это неуклюжая реализации 122 закона, который был введен с 1 января 2005 года. Закон о замене льгот денежными компенсациями был некачественно разработан, к тому же его поспешный ввод не представлял возможности оценить затраты федерального и местных бюджетов. В итоге для реализации закона пришлось дополнительно изыскивать 500 млрд. рублей. Это было сделано после протестных выступлений стариков и инвалидов, которые прошли по стране. А власть потеряла доверие населения.
Непонятно, откуда Минфин взял эти дополнительные средства - либо из какого-то резерва, либо из стабилизационного фонда. О несовершенстве закона говорит и тот факт, что на сегодняшний день от социального пакета, который должен бесплатно предоставлять льготникам лекарства, путевку в санаторий и проезд к месту лечения, отказалось огромное количество льготников. Люди, не надеясь на то, что их обеспечат обещанными льготами, решили вместо социального пакета получить деньги. А для выплат вновь потребуются неучтенные затраты федерального бюджета. И уже сегодня в федеральном бюджете 2006 года намечены существенные добавки в Пенсионный фонд. Отчислений в Пенсионный фонд от работающей части населения не хватает уже сегодня, и в перспективе дефицит средств будет расти. А это серьезная проблема.
- Ряд аналитиков считает, что вброс в связи с монетизацией дополнительных 500 млрд. руб., по сути огромной суммы, не повлиял на рост инфляции.
- Разделяю такое мнение. Но между тем инфляция в стране недопустимо высокая, по официальной статистике - 11,8%. Для стран Евросоюза считается сверхмерным даже 3%-ный рост. В России фактическая инфляция значительно выше официальной цифры. Если взять хотя бы уровень роста цен на бензин, на услуги ЖКХ или провести мониторинг потребительских цен на основные продукты питания (стоимость потребительской корзины) - это будет явно не 11,8%. Между тем многие экономисты считают, что при нынешнем высоком уровне цен на нефть, при таком количестве поступающих в страну нефтедолларов должен быть достаточно высокий уровень доходов населения и высокий потребительский спрос, а потому инфляции в стране вообще быть не должно. Деньги постоянно должны быть в обороте.
- Однако инфляция налицо, и высокая. В чем дело?
- Фактический уровень доходов большинства населения не тот. Огромная часть реального сектора экономики так и не вышла из тени, и как следствие - неуплата налогов, недопоступление средств в казну от различных видов таможенных пошлин и т. п.
- Власти выгодна такая ситуация?
- Она невыгодна никому. Это такой своеобразный экономический парадокс. И никто не может понять сегодня, почему так происходит.
- А из-за высокого уровня инфляции все больше нищает итак нищее население. По официальной статистике, в стране 30 млн. человек живут ниже прожиточного уровня.
- Я думаю, что этот показатель существенно занижен. За чертой бедности не менее половины населения страны. Для 70% россиян чрезмерна даже оплата услуг ЖКХ. А миллионы нуждаются и в улучшении качества жилья. Но сегодня цена квадратного метра такова, что среднестатистическая семья не в состоянии участвовать в ипотечной программе, тем более сразу купить жилье на вторичном рынке. Значительная часть населения не в состоянии приобрести ряд материальных ценностей - жилье, загородный земельный участок с домом, какие-то марки автомобилей. Инфляция препятствует формированию того среднего класса, который является двигателем экономического развития любой страны. Для определенных слоев населения наше государство не создает условий для решения их внутренних проблем. Каждому нужно жилье, нужно место, где можно трудиться и иметь источник доходов. У людей должна быть возможность получать образование для себя и своих детей, возможность медицинского обслуживания и личная безопасность. И эти слои населения в свою очередь не могут дать ничего государству.
- А разве стабилизационный фонд не создавался с целью уменьшить инфляцию?
- Думаю, что это так. Но тогда резонно потратить его на погашение внешних долгов. Страна, у которой на начало 2005 года внутренний долг составлял 20%, а внешний - 80%, не может называться страной с устойчивой экономикой. Имея сверхдоходы от продажи нефти, Россия могла бы более активно ставить вопрос о досрочном погашении внешних обязательств.
С другой стороны, внешние финансовые обязательства в 2005 году росли значительно быстрее, чем в 2004 году. За счет внешних заимствований частных компаний размер долга увеличился на 30 млрд. долл. Сейчас у нас общая задолженность 230 млрд. долл. Да, у американцев гораздо больше долг. В США он составляет 60% ВВП, в России - 30%. Только условия ведения бизнеса в США и уровень доходов населения иной. Занимать можно, когда хорошо живешь.
Еще один наш проигрыш связан с автомобильной промышленностью. Открытие сборочных производств ряда иностранных автомобильных компаний ставят сегодня под сомнение существование производств отечественных автомобилей, которые даже на внутреннем рынке неконкурентоспособны по соотношению цены и качества. До последнего момента руководители автопрома нас убеждали в обратном.
- А как вы относитесь вот к такой выраженной тенденции прошлого года: государство стало прибирать к рукам крупные компании, становясь их основными акционерами?
- Есть компании, относящиеся к ключевым отраслям промышленности и экономики, к стратегическим объектам, и они должны быть в руках государства. Во многих других странах если такие компании имеют форму акционерных общества, то они со 100%-ным государственным капиталом.
- Но "Юганскнефтегаз" - не стратегический объект.
- Практически все наши нефтяные компании получили госимущество за бесценок и имеют огромные прибыли в результате эксплуатации недр - тоже объектов государственной собственности.
- Однако экономические претензии государство предъявило только одной компании.
- Может быть, они будут предъявлены и другим. Но мы об этом пока не знаем. Другое дело, что все должно быть сделано на законном основании. А если в истории с "ЮКОСом" нарушено законодательство, это надо исправлять, это совершенно очевидно. В связи с событиями вокруг "ЮКОСа" мы имеем негативную реакцию международного сообщества на ведение бизнеса в России.
Но и в самой России наблюдается недоверие населения институтам власти. Истоки недоверия - постоянная смена налогового законодательства, изменения правил ведения бизнеса, изменение условий даже для крупных иностранных инвесторов.
- У президента по-прежнему высокий рейтинг?
- Власть - это не только президент. Это сотрудники милиции, которые не обеспечили личную безопасность граждан, это чиновники различных госучреждений, будь это собес, учреждение здравоохранения, учебное заведение и т. п.
Но минувший год характеризовался и положительными чертами. В первую очередь важно назвать определенные элементы стабильности. Наблюдался рост промышленного производства. Хотя физический и моральный износ оборудования составляет от 15 до 25 лет. А для многих отраслей промышленности такая изношенность основных фондов - это критическая величина. И это влияет на темпы роста ВВП и промышленного производства. Мы подошли к той опасной черте, при которой наступил предел надежности работы производственных мощностей. Авария на электроподстанции в Москве показала, что вся система ненадежна, она существенно изношена. И это касается практически всех объектов энергетики и ЖКХ.
- В перспективе страна должна жить богаче, коль газ той же Украине продаем по более высокой цене.
- По идее, да. В связи с этим появилась возможность реализовать национальные проекты. Но четыре представленных проекта - образования, медицины, сельскохозяйственного комплекса и жилья - направлены на устранение недостатков внутренней экономической жизни, которые сложились 10-15 лет назад. Они не поведут страну вперед. А национальные проекты всегда, как правило, рассчитаны на 15-20 лет. И к тому же их мало, они не отражают весь спектр существующих в России проблем. Необходимы и другие проекты. Например, проект "Россия и соотечественники", который должен быть адресован русскоязычному населению, проживающему в бывших республиках СССР. Это население - огромный интеллектуальный и человеческий резерв очень высокого качества, и он может быть востребован Россией. Должны быть проекты, связанные с сохранением культурного наследия, с вопросами экологии, с проблемой развития малых городов. Только на территории Северо-Западного федерального округа не менее 50 монопрофильных городов, которые можно отнести к депрессивным и где, кстати, в полной мере проявилось несовершенство закона о монетизации льгот.
- Что ждет страну в наступившем году?
- Предстоит исполнить федеральный бюджет. Напомню, что он рассчитан исходя из прогноза МЭРТ по инфляции в размере 7- 8,5%, среднегодовой прогнозной цены на нефть марки Urals 40 долл./ бар. Расчетный курс рубля составит 28,6 руб. за 1 долл. Доходы бюджета-2006 ожидаются примерно в размере 5,5 трлн руб., общий объем расходов около 4,3 трлн.
Предстоит выполнить национальные проекты, правда, пока неясен механизм их реализации, структура финансирования, на какие сроки они рассчитаны в рамках конкретных субъектов. Бюджетников ждет повышение зарплаты в два этапа. Повысится значение органов местного самоуправления - уровня власти, которая наиболее тесно работает с населением. И если эти структуры не смогут выполнять возложенные на них властные функции, население еще более негативно будет воспринимать власть.