• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Европеизация России

BusinessWeek Россия. 2006. № 5. 13 февраля

В феврале этого года исполняется 20 лет с момента подписания "Единого европейского акта о принципах гармонизации политики европейских стран и повышении их конкурентоспособности за счет окончательного устранения барьеров между ними и создания единого европейского экономического пространства". Что изменилось в мировой экономике за эти годы и какие выводы следует сделать из этого российской правящей элите? В современном мире участие национальных экономик в интеграционных процессах стало ключевым принципом развития, снижения уровня страновых рисков, обеспечения экономического роста. Времена экономических прорывов отдельно взятых стран уходят в прошлое.

В феврале этого года исполняется 20 лет с момента подписания "Единого европейского акта о принципах гармонизации политики европейских стран и повышении их конкурентоспособности за счет окончательного устранения барьеров между ними и создания единого европейского экономического пространства". Что изменилось в мировой экономике за эти годы и какие выводы следует сделать из этого российской правящей элите? В современном мире участие национальных экономик в интеграционных процессах стало ключевым принципом развития, снижения уровня страновых рисков, обеспечения экономического роста. Времена экономических прорывов отдельно взятых стран уходят в прошлое.
В контексте нарастания мировых интеграционных процессов важнейшей задачей российской экономической политики является создание открытого экономического порядка, способствующего повышению благосостояния и консолидации российского общества на основе демократических ценностей. Это такой порядок, который работает на сокращение доли социально не защищенного населения и увеличение среднего класса как гаранта необратимости прорыночных достижений. Критически важно создание реальных условий равенства в правовой, социальной, предпринимательской сферах, аналогичных развитым странам. Россия должна стать обществом равных возможностей для всех ее граждан.
В Европе одни страны уже прошли этот путь, другие находятся в процессе преобразований. Улучшения там идут в достаточно короткие сроки и с минимальными издержками. Это касается как стран, изначально ориентированных на рыночную экономику (например, Португалии и Испании), так и государств Восточной Европы. Эти страны выбрали общеевропейский путь развития, ориентируясь на Евросоюз, представляющий собой квинтэссенцию интеграционных процессов в Европе.
А как на этом фоне выглядит Россия? Перед нами по-прежнему стоит задача реализации не только хозяйственной, но и административной, судебной и военной реформ. Ключевой для реформирования всей экономики общественного сектора должна стать реформа государственных финансов. Ряд других преобразований, включая противодействие коррупции (основанной на неурегулированности имущественных отношений), также ждут своего часа. И здесь важно понять: без качественных институциональных изменений на макроуровне невозможно и нормальное развитие хозяйственных отношений между экономическими субъектами.
Но на каких принципах и "куда" реформировать? На мой взгляд, основным стержнем должна стать "европеизация" социально-экономической жизни российского общества.
Для этого необходима гармонизация отечественного и европейского законодательства по всем отраслям права, причем идти она должна аналогично процедурам, применяемым к странам, которые вступают в Европейский союз.
Ведь со временем - что бы ни говорили о масштабах и "особости" России - вопрос формального вступления и полноправного членства России в ЕС будет решен однозначно положительно со всеми вытекающими отсюда правами и обязанностями. Для российской правящей элиты проблема членства станет особенно актуальной после должного осознания феномена скорого вступления в Евросоюз 70-миллионной Турции.
Пока же важно в оптимальные сроки добиться статуса ассоциированного членства России в Европейском союзе, а также создания общего экономического пространства с ЕС, обеспечивающего свободу движения товаров (услуг), труда и капитала, которое предусматривает вступление в таможенный союз.
Но стремление к общему пространству с Европой должно подкрепляться практическим движением в сторону большей открытости экономики России для потоков иностранного капитала с целью скорейшей модернизации производственного и информационного потенциала нашей страны. А чтобы знать, что, в какой пропорции и в какой последовательности открывать, нужно наконец решить вопрос создания среднесрочной программы структурных (отраслевых) реформ национальной экономики. Индикативными показателями реализации этой программы должны стать устойчивое улучшение инвестиционного климата страны, повышение ее международного кредитного рейтинга и рост конкурентоспособности экономики в целом на базе обновления всего инновационного цикла.
Пока же, увы, для нашей экономики весьма актуальной является угроза технологической и институциональной самоизоляции при сохраняющейся сырьевой ориентации экспорта и значительном оттоке капитала. Это в конечном счете может привести к непреодолимому экономическому отставанию и деградации уровня и качества жизни последующих поколений россиян. И тогда реализуется фарисейское наставление Каина своим детям: "Берегите тот мир, за который отдал свою жизнь ваш дядя".

Автор - доктор экономических наук, профессор, зав. кафедрой ГУ-ВШЭ