• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Мнение

OPEC.RU. 2006. № 9:21. 27 апреля

Таковы макроэкономические пропорции – низкий уровень монетизации и несопоставимо сильный платежный баланс

Евгений Евгеньевич, глава по финансовым рынкам РФ Олег Вьюгин считает, что не нужно сдерживать укрепление рубля, что это – не способ защиты отечественного производителя. Целью курсовой политики должно быть обеспечение платежного баланса и стабильность финансовой системы. При этом он отметил, что неважно, какой курс будет. Согласны ли вы с Вьюгиным, если курс национальной валюты – это не защита отечественного производителя, то что же тогда защита?
Я думаю, что в наших условиях, а именно при низкой монетизации экономики, курсовая политика – это, по сути, вся денежная политика, поскольку рублевые интервенции ЦБ – это канал, по которому деньги поступают в экономику. Но это не навечно, не навсегда, но таковы реалии, таковы макроэкономические пропорции – низкий уровень монетизации экономики и несопоставимо сильный платежный баланс. Если все-таки рассмотреть в связи с этим некий гипотетический сценарий, который предполагает, что Центральный банк вдруг перестает покупать валюту на рынке, то есть, соглашаясь с тем, что неважно, какой курс рубля будет, топроблема будет даже заключаться не в том, какой будет курс (это отдельная самостоятельная проблема), а в том, что случится на денежном рынке, каков будет уровень процентных ставок, насколько стабильным будет денежный рынок в этом случае. Надо не забывать, что в наших условиях, когда ежемесячный профицит торгового баланса составляет 11 - 12 млрд. долларов и компании-экспортеры принося валюту в страну для уплаты налогов, инвестирования в развитие, выплаты зарплат и так далее, рассчитывают получить взамен рубли. Но надо также иметь в виду, что рыночного спроса на весь объем поступающей валюты просто нет. Центральный банк – это единственное ведомство, которое теоретически может купить весь этот поток валюты, насыщая экономику рублями. , Поэтому я думаю, что помимо курса рубля есть еще и это обстоятельство, которое крайне важно для того, чтобы поддерживать стабильность именно на денежном рынке и не допускать каких-то резких скачков процентных ставок, не дестабилизировать денежные рынки и денежное обращение в целом.
И, наконец, какая-то «защита» отечественного производителя все-таки важна. Я не хочу апеллировать к опыту Китая, который, невзирая на все давление МВФ и стран большой семерки во главе с США, продолжает держать курс юаня низким и относительно стабильным, используя такие факторы как дешевый труд и низкий курс национальной валюты, для поддержания высоких темпов экономического роста. Именно Китай в результате насыщает мировую экономику товарами. Это конечно экстремальный случай, но так же в свое время поступала и Япония. Опыт, как минимум этих двух стран говорит о том, что курс национальной валюты все-таки важен для производителей. Я не хочу здесь агитировать за то, чтобы немедленно воспользоваться опытом Китая, и понизить тем или иным способом курс рубля - нам это вряд ли может подойти, но в наших условиях мне кажется наиболее правильным было бы продолжать делать то, что собственно до недавнего времени Центральный банк и осуществлял, т.е. поддерживать предсказуемую динамику курса рубля. А именно, речь идет о том, чтобы держать номинальный эффективный курс относительно стабильным. Тем самым обеспечивается более-менее предсказуемая динамика повышения реального курса рубля, которая в этом случае примерно совпадает с темпами инфляции. Сомнения в том, что рубль должен укрепляться, нет. Другое дело, какими темпами. Если обеспечивать предсказуемость условий, это дает возможность отечественным производителям приспособиться к этой динамике и снижать издержки, инвестировать в те или иные сегменты своего бизнеса, тем самым находится некий компромисс между с одной стороны, необходимостью структурных изменений и, и с другой стороны, обеспечивается хоть какая-то защита производителей. Замедлить же темпы инфляции можно отказавшись от чрезмерного наращивания бюджетных расходов. Снизив инфляцию, удастся и замедлить повышения реального курса рубля.