• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Занятие не для ангелов Российский бизнес ждет от государства предсказуемости

Московские новости. 2006. № 14. 21 апреля

Глава РСПП Александр Шохин: "Возросшая неопределенность правительства по многим вопросам изматывает не только предпринимательскую душу, но и карман."

Юбилейный 15-й съезд Российского союза промышленников и предпринимателей не преподнес сенсаций. Выражения были осторожными, а имя опальной компании, в прежние годы звучавшее на всех углах, не произнесли ни разу. Диалог бизнеса и власти походил на разговор не любящих друг друга супругов, которым придется продолжить совместную жизнь ради детей. Однако в сдержанных выступлениях то и дело вспыхивали искры, и стороны обменивались взаимными уколами.
- Возросшая неопределенность правительства по многим вопросам изматывает не только предпринимательскую душу, но и карман, - высказался с трибуны глава РСПП Александр Шохин. - Как и различное толкование налогового законодательства Федеральной налоговой службой и Минфином. Мы знаем, как в психиатрии называется такое раздвоение сознания.
- К сожалению, мы до сих пор сплошь и рядом наблюдаем выплату зарплат в конвертах, - чуть позже парировал вице-премьер Александр Жуков.
- Бизнес по определению - занятие не для ангелов. Но все большая часть российского предпринимательства следует принципу "честь превыше всего", - противоречил ему Шохин.
- Мы ждем от бизнеса ухода от схем оптимизации налогов, - настаивал на своем вице-премьер.
Бизнес тоже ждет. Вменяемой налоговой системы. Ясности по налоговой амнистии, которую государство обещало провести без выяснения обстоятельств, каким образом предприниматели получили доходы. Определенности в вопросе о переоформлении прав собственности на землю. Законодательной защиты от недружественных поглощений. Наконец, предсказуемости действий монетарных властей в борьбе с инфляцией: предприниматели опасаются, что активное укрепление рубля приведет к тому, что деньги просто перестанут впитываться в экономику. Большинство этих вопросов, прозвучавших на съезде, вице-премьер и министр финансов постарались не оставить без ответа и обещали скорой ясности. Но наиболее тревожащий бизнес-сообщество вопрос так и остался висеть в воздухе: насколько серьезно государство решило вмешиваться в экономику?
Александр Шохин привел цифры: за последние 2,5 года доля государства в капитализации фондового рынка увеличилась в 1,5 раза - до 30% (это почти 200 млрд. долларов). За российскими госкомпаниями уже более половины российских внешних корпоративных заимствований. По словам главы РСПП, появилась тенденция рассматривать госинвестиции как очередную экономическую панацею. "Спору нет, они нужны, - говорит он. - Но надо уже на начальном этапе минимизировать риски замещения частного капитала государственным".
Логичным, по мнению бизнеса, было бы развитие частно-государственного партнерства. И вроде бы государство с ним солидарно: пример тому - создание Инвестиционного фонда. Правда, его запуск отчего-то затягивается, и у бизнеса есть реальные опасения, что условия допуска к фонду могут оказаться не равными для всех. На этот счет Александр Шохин высказался (правда, не с трибуны, а позже, для прессы) вполне определенно: "Бизнесу здесь, по сути, не в чем участвовать: первая порция победителей конкурса в рамках Инвестиционного фонда известна уже давно - похоже, еще до создания самого фонда, и конкуренции никто не обещает".
В докладе "Инвестиционный климат в России", подготовленном группой ведущих российских экономистов по заказу РСПП, отмечается ощутимое укрепление бюрократии и сужение рыночного пространства, на котором могла бы развиваться конкуренция. Авторы приводят данные Всемирного банка: в России доля компаний, считающих интерпретацию норм и правил непредсказуемыми, в последние годы составляет 75%. Этот уровень высок и сам по себе, и в сравнении с результатами других стран. Административная реформа, призванная повысить эффективность госаппарата и снизить коррупцию, по сути, провалилась: координация работы госорганов плохая, сроки подготовки решений госструктур возросли, их качество снизилось. В результате - частые изменения уже принятых законов, нестабильность правового поля и рост рисков для предпринимателей.
Именно этим и объясняется низкая инвестиционная активность бизнеса. И это в момент, когда России как никогда нужны значительные инвестиции. В такой ситуации от государства требуется одно: не создавать препятствий для развития бизнеса и быть предсказуемым. По оценкам Всемирного банка, повышение предсказуемости государственной политики увеличивает вероятность новых инвестиций более чем на 30%. Стране, впервые за 15 лет достигшей экономической стабильности, грех не воспользоваться этой закономерностью