• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

МЭРТ отчитался о замедлении экономического роста Эксперты считают, что это надолго

КоммерсантЪ. 2006. № 74. 26 апреля

...Впрочем, господин Гавриленков кроме факторов, обозначенных МЭРТом, выделяет и еще две негативные тенденции. Первая —увеличение занятости в госсекторе (на 11% в 2005 году). Вторая —рост налоговых поступлений в первом квартале 2005 года на 40%, что значительно превышает рост номинального ВВП. Оба фактора эксперт связывает с увеличением «квазиналогового давления на бизнес», что, в свою очередь, отрицательно сказывается на деловой и инвестиционной активности...

Вчера Минэкономразвития (МЭРТ) опубликовало мониторинг социально-экономического развития России за первый квартал 2006 года. Мониторинг показал, что и темпы роста ВВП, и другие экономические показатели имеют тенденцию к снижению. Эксперты считают, что в ближайшие годы ситуация не изменится.

Согласно опубликованному вчера докладу МЭРТа «О мониторинге социально-экономического развития за первый квартал 2006 года», рост ВВП по сравнению с первым кварталом 2005 года составил 4,6%. Замедление экономического роста очевидно, если учесть, что в первом квартале 2005 года по сравнению с первым кварталом 2004 года ВВП увеличился на 5%. Отметим, что неделей раньше экономисты МЭРТа считали, что ВВП за первые три месяца 2006 года вырос на 4,4%, и только в опубликованном вчера мониторинге оценка роста ВВП была увеличена до 4,6%.
На этом фоне МЭРТ констатирует «увеличение разрыва между ростом ВВП и промышленного производства», которое сопровождается замедлением темпов роста промышленности. Если в первом квартале 2005 года такой разрыв составил 1, 8%, то в первом квартале 2006 года уже 2,6%. На плаву промышленный рост держит только растущее потребление товаров и услуг — оборот розничной торговли в указанном периоде вырос на 10,2%. Но и этот фактор не может обеспечить стабильного увеличения темпов роста промышленности в ближайшей перспективе. В итоге замедление экономического роста предопределяется «затуханием роста экспорта (в марте рост физических объемов экспорта равнялся нулю), стабилизацией роста потребительского спроса и, что более существенно, замедлением роста инвестиций (с 8% в первом квартале 2005 года до 5% в первом квартале 2006 года)».
Большинство независимых от МЭРТа экспертов соглашаются с перечнем факторов, послуживших замедлению роста, которые выделяют в министерстве. Впрочем, главный экономист ИК «Ренессанс Капитал» Владимир Пантюшин заявил „Ъ", что «так группировать факторы не совсем правильно». Он заметил, что рост инвестиций «стал замедляться еще с середины прошлого года», а «замедления роста потребительского спроса» просто нет. С последним согласился и главный экономист ИК «Тройка Диалог» Евгений Гавриленков.
Впрочем, господин Гавриленков кроме факторов, обозначенных МЭРТом, выделяет и еще две негативные тенденции. Первая —увеличение занятости в госсекторе (на 11% в 2005 году). Вторая —рост налоговых поступлений в первом квартале 2005 года на 40%, что значительно превышает рост номинального ВВП. Оба фактора эксперт связывает с увеличением «квазиналогового давления на бизнес», что, в свою очередь, отрицательно сказывается на деловой и инвестиционной активности.
По мнению опрошенных „Ъ" экспертов, в ближайшие два-три года существенного изменения тенденций в российской экономике не будет: роста инвестиций, на который ставит российское правительство, пока нет, а если он и начнется, то скажется на ВВП не сразу. Более того, по данным Всемирного банка, объем инвестиций в стране с устойчивыми высокими темпами экономического роста должен составлять не менее 25%, а в России — всего около 20%.
То, что экономика не будет расти без инвестиций, признают и в МЭРТе. «Гипертрофированное развитие отраслей ТЭКа и торговли, по-видимому, достигло своих пределов, — отмечается р документе министерства — Дальнейший „ресурсоемкий" рост требует значительных инвестиций и невозможен в условиях наметившегося замедления инвестиционной активности».