• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Сойдутся ли Восток и Запад? Россия и ведущие мировые державы пока еще представляют себе энергобезопасность по-разному

Нефть России. 2006. № 5. 24 мая

...Его поддержал и глава РСПП Александр Шохин: "Речь должна идти не только о входе на российский рынок, но и допуске российских компаний в транспортировку и маркетинг в странах-потребителях". Кстати, эта задача успешно решается через обмен пакетами акций. Например, по соглашению, заключенному в прошлом году между "Газпромом" и германскими концернами BASF и E. ON, немцы получили прямой доступ к разработке Южно-Русского месторождения, а отечественный газовый монополист - активы в европейских сбытовых структурах. Сейчас некоторые компании стран G8 проявляют интерес к подобным схемам, например Total...

В 2006 г. Россия получила полномочия лидера "большой восьмерки" (G8), хотя многие на Западе были против того, чтобы роль председателя в этом "клубе сильнейших" досталась именно нам. Дескать, слишком по многим показателям Россия не готова не только возглавлять G8, но и состоять в ней даже на "неполных", как сейчас, правах.

Известно, что ведущие страны мира приняли Россию в G8 в 1997 г. как члена "ядерного клуба", а также в качестве вознаграждения за либеральную политику и экономические реформы тех лет. Однако в ключевые дебаты о мировых финансах Россия до сих пор не включена. Аргументы противников ее членства в G8 известны: несоответствие экономических показателей, якобы отсутствие "демократических свобод", ущемление независимости СМИ. А госсекретарь США Кондолиза Райс в разгар конфликта "Газпрома" с Украиной упрекала Москву в "политически мотивированных действиях и неготовности ответственно вести себя в качестве поставщика энергоресурсов".
Наша же страна своими энергичными шагами пытается доказать обратное.

Новая страница
Россия, являясь важным звеном мировой политики, занимает в G8 не последнее место. То, что она отстранена от решения ключевых финансовых вопросов, вполне понятно: неразвитость финансовых рынков внутри страны и слабая возможность влиять на общемировые процессы делают нас не столь интересными партнерами для членов "большой восьмерки" при решении финансовых проблем. Но вот в энергетике нам есть что сказать мировому сообществу.
В июне на саммите G8 в Санкт-Петербурге Россия предлагает принять совместную стратегию глобальной энергетической безопасности. Также планируется рассмотреть меры по стабилизации рынков углеводородов, поиску альтернативных энергетических источников и улучшению экологической ситуации.
Впрочем, G8 не в первый раз обращается к энергетической проблематике, она обсуждалась и на саммитах в Эвиане (2003 г.) и Глениглсе (2005 г.). Развивая намеченные там принципы, российская сторона стремится гармонизировать стандарты энергоэффективности, развить международное сотрудничество в сфере разведки, добычи и транспортировки углеводородных ресурсов.
В плане подготовки к саммиту G8 в Санкт-Петербурге весной в Москве прошли конференция по энергетической безопасности, а также встреча министров энергетики "большой восьмерки". Примечательно, что G8 -основной потребитель углеводородов, а Россия - один из ведущих производителей. Поэтому обсуждения, подобные этой конференции, приобретают особую важность. Ее участники затронули, в частности, проблемы выравнивания баланса спроса и предложения на энергоносители, обеспечения ими развивающихся стран, соблюдения сохранности окружающей среды при реализации масштабных энергетических проектов.
Отмечалось, в частности, что проблема недостатка энергоресурсов в последние годы является актуальной как для развитых держав, так и для активно растущих экономик. Сегодня 90% мирового ВВП производится в странах, импортирующих энергоресурсы, а целый ряд государств и вовсе не имеют собственных источников сырья. Два миллиарда человек на планете лишены возможности воспользоваться энергетическими "благами цивилизации", поскольку не обладают ни финансовыми средствами, ни техническими мощностями для этого, а увеличивающиеся энергоаппетиты Индии и Китая способствуют удержанию стабильно высоких цен на углеводороды. Ситуация усугубляется еще и тем, что Европа, пока добывающая нефть и газ на месторождениях Северного моря, в ближайшее время также может столкнуться с истощением собственных источников и вынуждена будет окончательно перейти на импорт.
В этих условиях большинству стран мира приходится забыть о собственной "энергетической независимости" и строить единую систему обеспечения ресурсами. Такая система должна будет снабжать весь мир энергоносителями по экономически обоснованным ценам, соблюдая экологические нормативы. При этом Россия, доля которой в европейском импорте нефти и газа составляет 30-50%, выходит на мировую арену в качестве основного гаранта энергетической безопасности.
Открывая конференцию, глава Минпромэнерго Виктор Христенко подчеркнул, что инвестиции в развитие ТЭК в мире до 2030 г. должны составить 17 трлн. долларов. Это минимальная сумма, необходимая для достижения глобальной энергетической безопасности. Две трети ее должны быть направлены на добычу и переработку энергоносителей. Кроме того, по словам В. Христенко, необходимо уделить особое внимание поиску и разведке новых месторождений, а, значит, и выделять средства на эти цели. К 2030 г. миру потребуется в семь-восемь раз больше новых месторождений нефти, чем сейчас эксплуатируется в Саудовской Аравии.

Чего хочет Запад?
Однако помимо заботы о глобальных энергетических проблемах в выступлениях на конференции абсолютно четко прослеживались и конкретные интересы сторон. Российские ораторы говорили о допуске на рынки сбыта, уважении прав развивающихся государств на преодоление "энергетической бедности" за счет вхождения в "мирный атомный клуб", а также о способности нашей страны стать стабилизатором мирового энергорынка. Иностранцы же лоббировали рыночный доступ к нашим ресурсам, хвастались своими вкладами в развитие энергетики России и рекламировали свой потенциал участия в новых мегапроектах.
Так, одна из тем, выдвинутых для обсуждения на саммите G8 в Санкт-Петербурге, идея преодоления "энергетической бедности". В.Христенко особо подчеркнул важность этой проблемы и подробно расшифровал, что Москва понимает под этим термином: "Надежное и экономически доступное обеспечение развивающихся стран базовыми энергетическими услугами, необходимыми для вывода их граждан из бедности". Были предложены и конкретные рецепты. "Следует внимательно изучить целесообразность создания такого нового международного инструмента по преодолению "энергетической бедности", как фонд передачи технологий в области энергетической эффективности, сбережения энергии, возобновляемых источников энергии и экологически чистых способов использования энергии. Такой фонд, по мнению многих специалистов, мог бы содействовать внедрению в энергетически неблагополучных слаборазвитых странах энергоэффективных технологий по всей цепочке экономического цикла", - полагает министр.
Иностранных выступающих проблемы "энергетически бедных" не особо волновали, как, впрочем, и наполеоновские планы России в сфере мирного атома. Они и сами с радостью прикинулись бы "бедными" и потребовали помощь от "энергетически богатых" государств-производителей. Например, в виде беспрепятственного доступа к запасам нефти и газа. Замминистра энергетики США Дэвид Сэмпсон без обиняков предложил России обмен: Москва предоставит зарубежным частным компаниям возможность участвовать в крупных добычных проектах, а Вашингтон будет способствовать привлечению России к реализации масштабных международных проектов.
Тоn-менеджеры крупнейших нефтегазовых корпораций из стран "большой восьмерки" были еще более конкретны в своих притязаниях. Так, доклады сделали представители трех компаний-фаворитов гонки за долей в гигантском проекте разработки Штокмановского месторождения - американских Chevron и ConocoPhillips и французской Total.
"Страны-потребители и производители должны полностью задействовать механизм свободного рынка, - полагает глава ConocoPhillips Джеймс Малва. - Правительства должны не вмешиваться в регулирование рынка, но при этом быть готовыми открыть свои двери для инвестиций". Ему вторит вице-президент Chevron Сэм Лэдлоу: "Соединенные Штаты придают большое значение свободному рынку... Россия и США имеют разные цели, но их интересы объединяются в Штокмане. Проект обеспечит улучшение энергетической безопасности и поставки газа в США".
Представитель Total Мено Грувель посвятил свое выступление рекламе деятельности компании в России и новым направлениям сотрудничества, опытом которого французы готовы делиться. "Total инвестирует ежегодно 1 млрд долларов в разведку, и государство в России должно способствовать этому процессу", - считает г-н Грувель. Однако пока, по его словам, в нашей стране на разведку тратится 16 центов в расчете на баррель добычи, в то время как большинство развитых государств расходуют более доллара. Кроме того, как полагает М. Грувель, России нужно уделять больше внимания энергосбережению, поскольку это может быть выгоднее, чем направлять огромные деньги на увеличение добычи.
Исполнительный директор концерна Shell Малкольм Бриндед сообщил, что из 600 млрд долларов ежегодных общемировых инвестиций в разработку нефтяных месторождений значительную часть потребуется вложить в России. "Инвестиции в таких больших объемах должны быть подкреплены соответствующими технологическими возможностями, подрядными мощностями, а также опытом управления проектами", -подчеркнул он. При этом топ-менеджер тактично умолчал о том, что российские власти не желают согласовывать двукратное увеличение сметы (до 20 млрд долларов) на реализацию проекта "Сахалин-2", в котором участвует Shell.
О желании помочь России раскрыть ее ресурсный потенциал говорил и Роберт Дадли, председатель правления ТНК-ВР, которая является единственным примером паритетной работы российских и иностранных партнеров в отечественном нефтегазовом бизнесе.
Таким образом, основные тезисы, которые, видимо, будут использованы и на саммите G8 в Санкт-Петербурге, следующие. Россия считает, что силами частных компаний проблему дисбаланса спроса и предложения энергоресурсов снять невозможно - ее необходимо решать не рыночными, а регулятивными мерами на уровне государств. Для преодоления дисбаланса крупнейшие потребители и производители должны дать взаимные гарантии учета интересов друг друга, а также, возможно, национальных компаний. Нарушителей будущего энергоспокойствия Россия предлагает карать. "Мы полагаем, что страны G8 должны, используя свое влияние в международных организациях и финансовых институтах, а также с помощью мер законодательного и фискального характера, противодействовать проникновению на рынки продукции, не соответствующей критериям экологической чистоты и энергоэффективности",- заявил Виктор Христенко.
Дело, однако, в том, что Запад видит решение своих энергетических проблем в другом - в дальнейшей либерализации энергетических рынков. Эксперты скептически оценивают шансы на то, что западные партнеры могут согласиться на подписание долгосрочных институциональных соглашений. Общая тенденция рынка - отход от длительных контрактов к спотовой торговле, в том числе и газом. Таким образом, речь может идти только об очень широких, ни к чему не обязывающих декларациях.

Переписать Энергетическую хартию
Очевидно, Европа уже поняла тщетность усилий обеспечить энергобезопасность в рамках отдельно взятой страны. Глава Еврокомиссии Жозе Мануэль Баррозу представил в Брюсселе новую стратегию ЕС в области энергетической политики. Если государства Евросоюза согласятся ее принять, поступившись правом самостоятельного выбора поставщика энергоресурсов, то это может стать началом процесса выработки глобальной концепции энергобезопасности. Объединить усилия в этой области Брюссель побудил риск столкнуться с дефицитом топлива. Именно так сложилась ситуация в начале текущего года, когда из-за газового спора между Россией и Украиной поставки энергоносителей в Европу оказались под вопросом.
Примечательно, что процедура утверждения новой единой энергетической стратегии Евросоюза (так называемой "Зеленой книги") демонстрирует движение стран-потребителей навстречу России. Этот документ был сначала представлен президенту России и только после этого вынесен на одобрение глав государств и правительств ЕС.
Как пояснил в Москве глава департамента Еврокомиссии Кристиан Клетинкс, энергетическая стратегия ЕС включает шесть приоритетов: формирование единого европейского энергетического рынка, безопасность поставок, переход на более многообразные и экологически чистые источники, экономия энергии, создание новых технологий, а также проведение единой внешней энергетической политики. Последняя предусматривает сотрудничество со странами Средиземноморья, Средней Азии, Каспийского региона, а также с Турцией.
Однако, судя по всему, общемировая тенденция роста спроса и цен на энергоносители, а также нестабильность в традиционных регионах добычи нефти и газа могут внести существенные коррективы в европейскую стратегию. По крайней мере, представители крупнейших транснациональных компаний, которые участвовали в московской конференции, в большей степени делали акцент на разработке Штокмановского газового месторождения, нежели на азиатских газопроводах.
Ж.М. Баррозу предложил России специальное соглашение, признав ее особую роль как поставщика сырья. Правда, многие на Западе говорят сейчас о том, что Россия использует свои необъятные энергетические ресурсы как политическое оружие, в том числе для игры "на равных" в формате G8. Возможно, отчасти это так. Но что в этом удивительного или предосудительного? Тот факт, что наша страна -практически единственный источник заполнения мировой "топливной бреши", должен принести ей и рост престижа на международной арене, и практическую выгоду. А именно - приток иностранных инвестиций на подходящих для нас условиях. Благо, ситуация сейчас складывается в нашу пользу, главное - не упустить момент.И Россия постепенно учится отстаивать свои интересы. Так, стало известно, что она не будет ратифицировать Энергетическую хартию. Вместо этого наша страна предлагает изменить ее положения, чтобы не потерять контроль над отечественным ТЭК и усилить свое влияние в Европе. Напомним, с момента подписания Россией этого документа прошло уже 12 лет, но Государственная Дума не спешит его утвердить. Конечно, РФ разделяет ряд положений хартии - недискриминационный доступ к энергетической транспортной инфраструктуре, а также свободное движение капиталов в ТЭК. Но работать по этим правилам Россия намерена только на взаимовыгодной основе.
"Мы будем выступать за то, чтобы Энергетическая хартия потихоньку менялась. Ратифицировать ее пока не следует...", - полагает помощник президента РФ Игорь Шувалов. А как заявил Виктор Христенко, одобрение этого документа возможно лишь при условии последующего подписания "Протокола по транзиту", который позволил бы создать "понятную прозрачную правовую среду, гарантирующую соблюдение интересов экономических субъектов России". Но европейцев это не устраивает. Ж.М. Баррозу признался, что готов даже "надавить" на Россию, чтобы хартия была все же ратифицирована. Будем ждать давления?

140 "нянек" газопровода
Если говорить о частных аспектах энергобезопасности, то становится ясно, что в G8 нет единства по этому вопросу. Например, Франции, озвучившей мнение многих европейцев, зависящих от российского газа, важно, чтобы энергоносители поступали по сети альтернативных газопроводов. Сейчас же поставки фактически целиком завязаны на "Газпром" и наших партнеров такая ситуация не устраивает.
Как отметил министр финансов Франции Тьерри Бретон, речь идет о создании новых путей транспортировки газа не только через Европу, но и через Азию. G8 собирается выделить на это средства через Европейский инвестиционный банк. С одной стороны, это невыгодно России, поскольку в этом случае ей придется столкнуться с конкурентами в лице тех же Узбекистана, Туркменистана и Азербайджана. С другой стороны, поддержка таких начинаний покажет, что наша страна готова отойти от монополизма в газовой сфере не на словах, а на деле.
Что касается предложений от лица России, то она делает упор на строительство газопроводов в обход Украины и формирование глобального рынка газа. Напомним, что помимо сооружения Североевропейского газопровода (СЕГ) по дну Балтийского моря наша страна готова поставлять газ в Европу и по газопроводу "Голубой поток" - через Черное море, а далее - Турцию и Грецию. Предполагается также, что Россия способна снабжать газом не только Европу, но и США, а также другие страны. Эта идея заинтересовала партнеров России по G8.
"Газпром" был, есть и будет гарантом надежности газоснабжения, в том числе и как оператор поставок азиатского газа в Европу", - этими словами зампред правления "Газпрома" Александр Медведев отверг претензии ЕС на независимый транзит азиатского "голубого топлива" через российскую газотранспортную систему. Он вообще подверг критике действия ЕС в энергетической сфере, назвав их "дорогой с односторонним движением, которая не нужна России".
Его поддержал и глава РСПП Александр Шохин: "Речь должна идти не только о входе на российский рынок, но и допуске российских компаний в транспортировку и маркетинг в странах-потребителях". Кстати, эта задача успешно решается через обмен пакетами акций. Например, по соглашению, заключенному в прошлом году между "Газпромом" и германскими концернами BASF и E. ON, немцы получили прямой доступ к разработке Южно-Русского месторождения, а отечественный газовый монополист - активы в европейских сбытовых структурах. Сейчас некоторые компании стран G8 проявляют интерес к подобным схемам, например Total.
Но все же в плане допуска россиян на западные рынки дела обстоят не совсем так, как хотелось бы отечественным компаниям. Тот же Александр Медведев с возмущением рассказал участникам форума об итогах тендера по заполнению новых мощностей газопровода TAG (по нему российский газ идет через Австрию в Италию). "Конкурс выиграли не две-три и даже не десять компаний, а целых 140! При этом объемами газа располагают всего четыре, а остальные стучатся во все двери в "Газпроме", пытаясь перепродать права на транспортировку. Разве это способствует энергетической безопасности?", - удивлялся он. Как известно из русской пословицы, у семи нянек - дитя без глаза. По-видимому, при 140 "няньках" у одного трубопровода без газа могут остаться и Австрия, и Италия.
Зампред правления "Газпрома" заявил, что он удивлен не только "вопиюще абсурдной либерализацией" внутриевропейского газового рынка, но и отсутствием ясной позиции еврочиновников "в защиту рыночных принципов" во время российско-украинского газового кризиса. "Все разговоры об энергетической безопасности останутся абстракцией, если транзитные страны и государства-потребители не возьмут на себя долгосрочных гарантий и обязательств", - заявил Александр Медведев.
Критический выпад А.Медведева накануне приезда в Россию главы Еврокомиссии Ж.М. Баррозу и встречи министров энергетики G8 вряд ли был случайным. И в Москве, и в Брюсселе, судя по всему, поняли, что диктат стран-потребителей при растущем мировом спросе на энергию результата не даст. В связи с этим ЕС, скорее всего, отложит свои притязания на управление российскими газопроводами - точно так же, как это уже случилось в 2004 г., когда Европа сняла аналогичные претензии в связи с присоединением России к ВТО.

ЭнергоНАТО нам не надо
"Оптимальным партнером для Украины в энергетической сфере является Россия, которая взяла курс на то, чтобы стать "энергетической сверхдержавой", и объективно заинтересована в расширении международного партнерства со странами-транзитерами", - заявил экс-глава "Нафтогаза Украины" Юрий Бойко. По его мнению (кстати, он был единственным участником конференции от Украины), в среднесрочной перспективе при наличии политической воли вполне реально сформировать российско-украинский энергетический альянс. Его целями были бы наращивание экспорта вторичных энергоносителей (нефтепродукты, электроэнергия) на рынки стран ЕС; совместные инвестиционные проекты по расширению объемов транспортировки туркменского газа в Европу. Возможны также создание консорциумов для участия в конкурсах на приобретение объектов энергетики в странах Восточной Европы, совместный выход на новые рынки нефтегазодобычи (в первую очередь, в арабских странах). Привлекательна и идея формирования зоны свободной торговли в рамках единого экономического пространства России, Украины, Белоруссии и Казахстана. Это позволило бы Украине получать нефтепродукты из России на 30% дешевле. "Если от страны, председательствующей в G8, звучит предложение подключить к инициативам "большой восьмерки" быстрорастущие индустриализирующиеся государства, не входящие в нее, Украине грех не воспользоваться этой возможностью", - подчеркнул Ю. Бойко.
Эти планы служат альтернативой некоторым, по сути антироссийским, инициативам, выдвигаемым рядом зарубежных политических деятелей. Как известно, президент Польши Лех Качиньский предложил проект так называемого энергетического НАТО, объединяющего государства ЕС. Но такой союз не имеет смысла, поскольку в нем не будут участвовать страны, имеющие достаточные собственные запасы газа. По мнению того же Юрия Бойко, для Европы был бы более полезен совместный с Россией и Украиной выход на рынки Центральной Азии, участие в формировании газотранспортной инфраструктуры в этих странах. Возможно и создание международной энергетической суперкорпорации с государственным участием.
В принципе, сама суть той проблемы, которую подняла Россия в качестве председателя G8, как раз и заключается в преодолении конфронтации в энергетической сфере, в установлении взаимовыгодного партнерства. А вот от призывов создать энергетическое НАТО попахивает наследием холодной войны...
"Сегодня у нас есть возможность открыть новую страницу в глобальной энергетике, ее смысл - в переходе от двусторонних диалогов к отношениям мирового энергетического партнерства", - обратился в Кремле Владимир Путин к министрам энергетики стран G8. И хотя пока что до полного взаимопонимания между производителями и потребителями энергоресурсов, между индустриально развитыми и развивающимися государствами, между Востоком и Западом - еще далеко, все же и России, и Европе, да и всему мировому сообществу надо крепко держаться за появившийся шанс - раз и навсегда решить на глобальном уровне проблему энергетической безопасности.