• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Минтранс нашел применение Пенсионному фонду

Гудок. 2006. № 100. 15 июня

...Вице-президент Российского союза промышленников и предпринимателей Игорь Юргенс сделал доклад о том, как развивались подобные проекты в других странах, и здесь выявилась четкая закономерность: они успешны только там, где есть совершенно прозрачное законодательство и соответствующая культура правовых взаимоотношений, а именно в Великобритании и Скандинавских государствах...

ОАО "РЖД" намерено строить скоростную магистраль между Москвой и Санкт-Петербургом в рамках ГЧП и с применением технологии Siemens.
Подписанный во вторник в рамках десятого Санкт-Петербургского международного экономического форума меморандум о взаимопонимании между Минтрансом РФ, ОАО "Российские железные дороги" , АО "Немецкие железные дороги" и компанией Siemens - только один из первых документов, за которым последуют еще несколько соглашений с зарубежными компаниями, владеющими технологиями высокоскоростного движения. Как сообщил "Гудку" старший вице-президент ОАО "РЖД" Борис Лапидус, для реализации проекта Москва -Санкт-Петербург компании уже сейчас необходима информация, в частности, по технической базе, которую нужно внести в документы на стадии подготовки проекта. Сам проект, по словам Бориса Лапидуса, может быть реализован на условиях государственно-частного партнерства (ГЧП). Его стоимость составляет 241,9 млрд руб. РЖД надеются получить из Инвестиционного фонда 149,5 млрд руб.
Впрочем, Борис Лапидус видит здесь и финансовые, и технические трудности. Тем не менее, по его словам, государство обещало со следующего года начать субсидировать пассажирские перевозки. В 2007 году компания рассчитывает получить из федерального бюджета 10 млрд руб.
Вообще государство проявило серьезную политическую волю, настойчиво продвигая транспортные проекты, которые будут финансироваться с его участием. На этом сошлись все участники "круглого стола" , который прошел в рамках форума и был посвящен проблеме государственно-частного партнерства. Однако такой способ финансирования строительства сопряжен со значительными трудностями.
Вице-президент Российского союза промышленников и предпринимателей Игорь Юргенс сделал доклад о том, как развивались подобные проекты в других странах, и здесь выявилась четкая закономерность: они успешны только там, где есть совершенно прозрачное законодательство и соответствующая культура правовых взаимоотношений, а именно в Великобритании и Скандинавских государствах.
Уже во Франции, где нет четких норм, начинались серьезные проблемы и коррупционные скандалы. "Менталитет, закон и правильная тарификация - вот основные слагаемые успеха" , - сделал вывод Игорь Юргенс. Понятно, что жить за счет транзита гораздо лучше, чем за счет нефти и газа, поэтому даже в наших условиях альтернативы концессиям и ГЧП просто нет. Тем более что 90 % железных дорог до революции было построено именно таким способом. А сейчас, как заметил заместитель министра транспорта Александр Мишарин, износ основных фондов в железнодорожном транспорте составляет 54 %. Хуже только в автотранспорте, который ездит по дорогам, только на треть соответствующим нормальным условиям эксплуатации. Государство обратило внимание на плачевное состояние инфраструктуры, и инвестиции туда в прошлом году увеличились почти на 20 %, но этого совершенно недостаточно. При условии концессионных соглашений каждый государственный рубль может привлекать 15-20 частных, а в гражданской авиации и вообще все 30, поэтому, несмотря на то что Россия не Англия, развивать ГЧП и концессии будут.
Заместитель министра экономического развития и торговли Кирилл Андросов пригласил всех присутствующих на заседание межведомственной комиссии, которая будет обсуждать четыре из 12 проектов, претендующих на средства Инвест-фонда. Это строительство Западного скоростного диаметра в Санкт-Петербурге, комплекса нефтехимического производства в Татарстане, начального участка автотрассы Москва - Санкт-Петербург и комплексное развитие Нижнего Приангарья. Впереди у конкурсантов еще правительственная комиссия. Однако Кирилл Андросов сообщил, что если все будут хорошо работать, то первый концессионный конкурс может состояться уже в конце июля. Типовое соглашение по концессиям недавно было принято правительством и уже опубликовано. Александр Мишарин добавил, что до конца года есть возможность объявить конкурс по двум концессионным соглашениям, хотя назвать их отказался. Но с большой долей вероятности можно сказать, что одним из них будет строительство начального участка дороги Москва - Санкт-Петербург.
Реализация ГЧП может помочь решить и пенсионную проблему. Дело в том, что транспортные проекты с участием государства подвержены относительно небольшому риску и долгосрочны. Это идеальное условие для того, чтобы их финансировали различные пенсионные фонды. Как сообщила управляющий директор "Ситигрупп" по инфраструктуре Кати Пэйнтер, на Западе, собственно, так и происходит. И государственные, и негосударственные пенсионные фонды - активнейшие инвесторы таких проектов. Похоже, в России об этом пока никто не думает, хотя уже в ближайшие годы Пенсионный фонд столкнется с серьезной нехваткой средств.