• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Трансферт навсегда Система межбюджетных отношений консервирует региональное неравенство

КоммерсантЪ. 2006. № 109. 20 июня

...А министр финансов Алексей Кудрин заявил вчера на лекции в ГУ ВШЭ, что регионам-донорам дадут почти полную свободу в распоряжении бюджетом. При этом чем беднее регион, тем больше центр будет контролировать его расходы...

На этой неделе правительству будет представлен окончательный вариант бюджета-2007. По сравнению с предварительными вариантами его расходная часть выросла на 600 млрд рублей - и примерно треть из них пойдет на трансферты бедным регионам. Всего, с учетом этой прибавки, в наступающем году на межбюджетные трансферты придется 31% бюджетных расходов, в 2008 году, по прогнозу Минфина, - 33%. Колоссальная доля трансфертов беднейшим регионам в расходной части бюджета объясняется огромным разрывом и в бюджетной обеспеченности, и в общем уровне благосостояния между российскими регионами. Президент Владимир Путин сетовал в начале июня, что в 2005 году разница в подушевых расходах на здравоохранение между некоторыми регионами достигала шести раз, а на "социалку" - пятнадцати раз.
Значительный экономический разрыв между различными регионами одной страны, разумеется, не является уникальной российской чертой. Например, в первой половине XX века в США существовал богатый Север и бедный Юг. Однако к 1970-м неравенство исчезло благодаря переносу производств в районы с более дешевой рабочей силой и свободной миграции профессионалов туда, где на них был спрос. В Китае прибрежные регионы богаче внутренних, а в Индии города намного богаче сельских районов. Однако в России богатство региона зависит в основном от наличия крупных месторождений полезных ископаемых, отмечает Ирина Долинская в рабочем докладе МВФ "Переходный период и региональное неравенство в России". К примеру, валовой региональный продукт на душу населения в Тюменской области достигал в 2004 году около 575 тыс. рублей, что примерно равно подушевому ВВП на Кипре. Зато в Ивановской области он составлял 39 тыс. рублей - уровень Сирии. Схожая ситуация сложилась в Канаде, отмечают эксперты Института экономики переходного периода (ИЭПП) в докладе "Факторы экономического роста в регионах РФ". Там сырьевые регионы резко богатели в периоды высоких цен. Канадское правительство пыталось сгладить неравенство с помощью трансфертов, но в итоге система оказалась такой сложной, что перестала работать. Но самое главное, она законсервировала экономические различия между регионами. Так, у провинций, получающих трансферты, исчез интерес снижать налоги, стимулируя развитие экономики. А приток в бюджеты провинции "незаработанных денег" препятствовал миграции работников туда, где больше работы.
В России, отмечает Центр экономических и финансовых исследовании и разработок в докладе "Unleashing the Potential" , рост межрегиональной миграции мог бы ощутимо помочь беднейшим регионам, снижая нагрузку на их бюджет и облегчая реструктуризацию экономики. Однако по данным Центра демографии и экологии человека, внутрироссийская миграция снизилась с 3,3 млн человек в 1992 году до 2 млн человек в 2002 году - в первую очередь из-за нехватки средств на переезд и дорогого жилья.
Сейчас субъекту федерации невыгодно быть богатым, ведь "лишние" налоговые поступления у него все равно отберут - уже зафиксировано снижение экономических показателей в "донорских" Татарии и Башкирии. Но самое главное, существующая система межбюджетных отношений не помогает стимулировать экономический рост в регионах-получателях трансфертов, отмечается в работе ИЭПП "Детерминанты экономического роста и развития регионов".
На этой неделе парламент собирается обсудить поправки в Бюджетный кодекс, которые должны создать стимулы для богатых регионов к увеличению налогооблагаемой базы. Согласно новой концепции межбюджетных отношений, если темпы развития региона выше среднероссийских, то его налоговые прибыли все равно будут считать равными средним по стране, а дополнительные доходы можно будет использовать по собственному усмотрению. А министр финансов Алексей Кудрин заявил вчера на лекции в ГУ ВШЭ, что регионам-донорам дадут почти полную свободу в распоряжении бюджетом. При этом чем беднее регион, тем больше центр будет контролировать его расходы.
Надо понимать, что система бюджетных трансфертов принципиально не может помочь сокращению межрегионального неравенства. По самой сути своей это прежде всего механизм выравнивания бюджетной обеспеченности, то есть решения социально-политических задач, а не стимулирования экономического развития регионов. Помогая поддерживать беднейшие регионы на плаву, трансферты только замораживают региональное неравенство в стране. А значит, на сами трансферты и дальше будет приходиться громадная доля федерального бюджета.
м&к