• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Без бензина через год?

Россiя. 2006. № 23. 29 июня

...Кстати, о том же, только называя несколько более далекий срок, говорил на прошлогодней конференции "Балтийский транзит и экономическая безопасность" президент РСПП Александр Шохин: "Если сейчас крупные нефтяные компании не начнут вкладывать средства в переработку, то через 5 лет нам придется завозить светлые нефтепродукты"...

На недавнем заседании Совета безопасности России президент Путин в числе других задач поставил и такую: увеличить экспорт переработанных природных ресурсов. Он уточнил, что "речь идет о высокой глубине переработки и, соответственно, высокой добавленной стоимости, то есть о конкурентоспособной продукции последних производственных переделов".
В самом деле, страна сидит на "сырьевой игле" , и огромное богатство ее природных ресурсов расходуется, по существу, расточительно. Пока мы еще в преимущественном положении сравнительно со многими другими, также не обделенными в этом отношении странами. Если в мире в целом уже к 1990 году было извлечено 18 % обнаруженных к этому времени запасов нефти и 13 % газа, то у нас соответствующие цифры составили 12 % и 3 %.
Однако в области переработки у нас довольно трудное положение: из 27 унаследованных от Советского Союза нефтеперерабатывающих предприятий (НПЗ) 20 были построены до 1960 года. Последний такой завод пустили в 1981 году. Износ оборудования в отрасли достиг 60-80 %. Кроме того, поскольку все они проектировались и сооружались по советским стандартам, то и структура производства осталась на уровне тех лет, когда очень большая часть теплоэнергетики работала на мазуте. Который, естественно, и считался одним из основных видов продукции. И сегодня многое осталось по-прежнему, что дало повод президенту Союза нефтегазопромышленников Геннадию Шмалю не без горечи заметить как-то: "Мы мазутчики, а не нефтепереработчики".
Результат: средняя глубина нефтепереработки у нас чуть превышает 70 %, тогда как в Европе составляет 95-97 %. В Соединенных Штатах из одной тонны нефти получают втрое больше бензина, чем у нас, хотя исходное сырье у них хуже: больше серы. Причем наш бензин скверный, как говорят, "паленый". Никаким требованиям к современному моторному топливу он в подавляющем большинстве случаев не отвечает. В Евросоюзе их классифицировали на четыре группы: Евро -1, 2, 3 и 4 - и ездят в худшем случае на третьей. А у нас продаваемое на автозаправках и до первой зачастую не дотягивает. "Жигуль"-де сожрет, не поперхнется.
Внутри страны потребляется 85 % производимого бензина. Остальное, за малым исключением, приходится экспортировать. Но то, что мы считаем бензином, в Европе покупают только в качестве сырья для нефтеперерабатывающих заводов.
Не надо еще и забывать о не слишком удачном с точки зрения экспорта, да и выхода на внутренний рынок расположении наших НПЗ. Часто они удалены от границ Федерации и от российских крупных городов, вследствие чего на стоимость их товара накладываются солидные транспортные расходы.
Таким образом, кардинальному решению задачи могут способствовать, прежде всего, модернизация отрасли, решение транспортной проблемы и повышение качества продукции.
Но модернизация - это деньги, и деньги очень большие. Называются суммы от $6 млрд. до $20 млрд. , что уже в сильной степени охлаждает энтузиазм нефтяных корпораций. Не только они - вся российская экономика поражена той разновидностью "голландской болезни" , которая описывается как сочетание стихийного укрепления рубля с денежной инфляцией при бегстве инвестиций из тяжелой промышленности в потребительский сектор и финансовые операции. А тут еще накладывается специфическая психология менеджмента, о которой в двухлетней давности аналитической записке Института энергетической политики говорилось так: "Несмотря на формально вертикально интегрированную природу сформировавшихся корпораций, в полноценном виде идея вертикальной интеграции в России не была реализована. По сути, созданные нефтяные компании и по природе своего бизнеса, и по характеру стратегии, реализованной в 1995-2003 годах, и по планам на будущее представляют собой не столько вертикально интегрированные, сколько в чистом виде uрstrеаm-компании, рассматривающие нефтепереработку и внутренний рынок нефтепродуктов как своего рода "побочный" бизнес. Ставка же делается на прирост добычи и экспорт сырой нефти".
Тем не менее дело мало-помалу сдвигается с мертвой точки. Модернизация началась, несмотря не только на требуемые капиталовложения, но и на длительные (до 10 лет) сроки их окупаемости. Аналитик инвестиционной компании "Financial Bridge" Игорь Васильев в недавней программе телеканала РБК "Фокус" высказал мнение, что в ближайшие 3-4 года финансовые затраты компаний на полную модернизацию мощностей могут достичь $15-20 млрд. Это позволит уже к 2010 году увеличить глубину переработки до 75 % (цифра, показывающая, насколько трудна задача). Дело в том, что налоговая нагрузка на экспорт сырой нефти возросла, компаниям становится выгодно строить новые и обновлять старые мощности. А государственная политика сделала выгодным экспорт нефтепродуктов более глубокой переработки. Тут можно сослаться на такие недавние шаги правительства, как отмена на 9 месяцев (будем надеяться, для начала) пошлины на ввоз нового оборудования для нефтеперерабатывающих заводов, разработка технического регламента для топлива и изменение акцизной политики.
Кое-что делается для преодоления трудностей с транспортировкой нефтепродуктов, идущих на экспорт. С этой целью, например, предполагается втрое увеличить мощность НПЗ, находящегося, по сути, на территории порта в Туапсе, есть проекты приближения переработки к петербургскому порту.
Предполагается, что быстро возрастающее в стране количество машин современных мировых образцов, для которых нужно топливо лучших кондиций, также подстегнет нефтеперерабатывающие компании к увеличению качества производимой продукции и глубины переработки нефти.
Однако есть и тревожащие моменты. Так, по мнению некоторых отраслевых аналитиков, уже в скором времени половину нефтепеработки будут контролировать "Роснефть" и "Газпром". Но они только входят в процесс владения НПЗ и в ближайшее время вряд ли станут заниматься реконструкцией своих заводов. Это повышает риск, что с 2007-2008 годов на фоне растущего спроса появится дефицит бензина. Кстати, о том же, только называя несколько более далекий срок, говорил на прошлогодней конференции "Балтийский транзит и экономическая безопасность" президент РСПП Александр Шохин: "Если сейчас крупные нефтяные компании не начнут вкладывать средства в переработку, то через 5 лет нам придется завозить светлые нефтепродукты".
Вот это был бы парадокс!