• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

С точностью до наоборот Разработан проект закона о совершенствовании налогового администрирования

Кузнецкий край. 2006. № 71. 6 июля

Данное Президентом Владимиром Путиным указание принять закон о совершенствовании налогового администрирования в июле 2006 года оказалось под угрозой срыва. Комитет Госдумы по бюджету и налогам не смог утвердить согласованную с администрацией президента итоговую версию законопроекта. Президент РСПП Александр Шохин, делегированный предпринимателями на переговоры с властью, заявил, что депутаты нарушили достигнутые договоренности - их поправки не облегчают, а ужесточают правила налоговых проверок.

Данное Президентом Владимиром Путиным указание принять закон о совершенствовании налогового администрирования в июле 2006 года оказалось под угрозой срыва. Комитет Госдумы по бюджету и налогам не смог утвердить согласованную с администрацией президента итоговую версию законопроекта. Президент РСПП Александр Шохин, делегированный предпринимателями на переговоры с властью, заявил, что депутаты нарушили достигнутые договоренности - их поправки не облегчают, а ужесточают правила налоговых проверок.
Правительственный законопроект о внесении изменений в первую часть Налогового кодекса в связи с совершенствованием налогового администрирования Госдума в первом чтении приняла в октябре 2005 года. Из-за возникших разногласий между депутатами, Минфином и предпринимателями подготовка документа ко второму чтению затянулась на полгода. На прошедшем 30 мая 2006 года совещании под руководством главы администрации президента Сергея Собянина удалось выработать согласованную позицию.
О чем же договорились? Проблема принудительного взыскания авансовых платежей: Минфин ратовал за то, чтобы узаконить сложившуюся практику, когда налоговики взыскивают с предпринимателей не только авансовые платежи по налогам, но еще и штрафуют их за несвоевременную уплату. Договорились, что штрафов в таких ситуациях не будет. Зато сами авансы, а также пени за просрочку платежей налоговики взыскивать все-таки смогут. Удалось договориться с Минфином и по срокам проведения выездных налоговых проверок: срок проверки - два месяца (плюс 1 месяц на проверку обособленных подразделений). Но его можно приостановить на срок до 9 месяцев в случаях проведения экспертизы, встречной проверки и для перевода предоставленных документов на русский язык и запроса сведений у иностранного государства. В последнем случае срок приостановления проверки может быть продлен еще на 3 месяца. Напомним, первоначально Минфин предлагал в ряде случаев продлевать выездные проверки на срок до 15 месяцев. Решено также отказаться от специальных проверок по налогу на добавленную стоимость, которые также предполагалось ввести.
Кроме того, решено внести в Налоговый кодекс норму, в соответствии с которой нарушение существенных условий процедур проведения налоговых проверок (в частности, нарушение сроков проверки) является основанием для отмены соответствующих решений вышестоящим налоговым органом или судом.
Бизнес отказался от введения в НК статьи о презумпции добросовестности налогоплательщика - это понятие будет лишь упомянуто в законопроекте, но не расшифровано, а потому останется декларацией (разъяснения о том, как применять его в судебной практике, сейчас готовит Высший арбитражный суд). Не будет в законопроекте и введения уголовного наказания для руководителей налоговых органов за вынесение заведомо незаконных решений. Наконец, бизнес согласился и на грозящий ему дополнительными расходами переход на предоставление налоговой отчетности в электронном виде.
Оказалось, что этих уступок мало.
Однако, когда дело дошло до Думы, даже те договоренности, которые весьма далеки от идеала, полетели вверх тормашками. Глава РСПП Александр Шохин заявил, что подготовленные депутатами поправки не соответствуют договоренностям, достигнутым у Сергея Собянина.
В частности, нарушены договоренности о предельном сроке выездных налоговых проверок. Предполагалось, что он составит три месяца с правом налоговиков приостанавливать проверку на срок до девяти месяцев. Однако депутаты во главе с зампредом бюджетного комитета Андреем Макаровым предложили поправку, разрешающую по решению главы ФНС продлевать проверку до шести месяцев (право на девятимесячное приостановление сохраняется). "Оснований для продления проверок руководителем ФНС депутаты не устанавливают - проще сразу написать, что их срок продлевается с нынешних двух до шести месяцев", - заявил Александр Шохин.
Возмутила предпринимателей и подготовленная депутатами с одобрения Минфина поправка о количестве выездных налоговых проверок. Как и предполагалось, налоговики смогут наведываться к предпринимателям не чаще двух раз в год. Однако, если речь пойдет о возмещении НДС, глава налоговой службы сможет принять решение о проведении дополнительных проверок - без ограничения их количества. Наконец, категорическое неприятие РСПП вызвало появление в тексте законопроекта иных документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налоговых органов, которые они вправе будут использовать в ходе камеральных проверок. "Анонимные заявления конкурентов могут быть иными документами?"
- обратился к депутатам глава РСПП. По его словам, ввести в кодекс это понятие - значит спровоцировать налоговые органы на злоупотребления.
Комитет Госдумы перенес рассмотрение спорных поправок.