• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Поворот розничной торговли

SmartMoney. 2006. № 17. 10 июля

...«Конец ралли нефтяных цен уже виден: политика ФРС и ЕЦБ по повышению ставок сдержит рост цен на энергоносители. А после этого и в доходах российского населения, и в общеэкономической ситуации будет наблюдаться затухающая динамика»,—полагает Евгений Гавриленков из «Тройки Диалог»...

К 2008 г. темпы роста оборота розничной торговли снизятся с 12 до 9,7%, уверены опрошенные SM аналитики. Замедление темпов роста—повод для консолидации в отрасли, где даже крупнейшие игроки контролируют от силы 2% рынка.
В последние три года торговля была одним из самых важных моторов роста ВВП, наряду со строительством и телекоммуникациями. В 2005 г. оборот розничной торговли в России вырос на 12%. В соответствии с консенсус-прогнозом SM, в следующие три года рост этого сектора экономики замедлится.
Торможение не станет неожиданностью. «Рынок объемом $245 млрд не может постоянно расти со скоростью 10% в год,—отмечает Наталья Загвоздина из “Ренессанс Капитала”.—Но несмотря на замедление темпов роста, к концу десятилетия российский розничный рынок имеет все шансы стать крупнейшим в Европе».
Основная причина замедления—снижение потребительской активности. Увеличение доходов населения замедлится. «Конец ралли нефтяных цен уже виден: политика ФРС и ЕЦБ по повышению ставок сдержит рост цен на энергоносители. А после этого и в доходах российского населения, и в общеэкономической ситуации будет наблюдаться затухающая динамика»,—полагает Евгений Гавриленков из «Тройки Диалог». По прогнозам Райффайзенбанка, в 2006–2008 гг. доходы россиян будут расти на 9% ежегодно (в 2005 г., по данным Росстата, они увеличились на 9,3%), а по прогнозам банка «Траст», в 2007 г. рост доходов замедлится до 8%. «Рост доходов населения будет продолжаться в низшем и среднем сегментах. Бизнес уже не сможет индексировать зарплаты прежними темпами, отсюда и снижение общей динамики»,—объясняет Евгений Надоршин из «Траста».
Возможно, это хороший повод для ритейлеров задуматься о смене стратегии. На замедляющемся рынке конкуренция будет обостряться. Способ остаться на плаву—консолидация. Первой ласточкой стало слияние «Пятерочки» и «Перекрестка». При этом «Пятерочка» еще в прошлом году начала приобретение своих франчайзинговых магазинов в Екатеринбурге и Челябинске.
«Консолидация через поглощение мелких региональных сетей и создание альянсов станут основными тенденциями на рынке. Доля 10 крупнейших компаний на рынке продовольственной розницы может вырасти с нынешних 9,5 до 20%»,—считает Загвоздина. По прогнозу банка «Уралсиб», с 2006 по 2008 г. доля сетей в общем обороте продовольственной розницы вырастет с 21 до 29%, по прогнозу «КИТ Финанса»—до 38%. А к 2010 г., по мнению Загвоздиной, дискаунтеры, супер- и гипермаркеты могут и вовсе занять 48% рынка.