• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Стабфонд пристроен

Газета.Ru. 2006. № 18:15. 26 июля

...Перевод средств из рублей в иностранные валюты проводились Банком России по его официальному курсу. Они «не оказали влияния на состояние валютного рынка», особенно отмечает Минфин. «Это действительно так. У ЦБ есть возможности провести операции безболезненно для рынка», – признает главный экономист ИК «Тройка Диалог» Евгений Гавриленков...

Два с половиной года понадобилось правительству, чтобы средства Стабфонда перестали лежать мертвым грузом. Деньги уже переведены в иностранные валюты и зачислены на счета в ЦБ. Дальше их разместят в высоконадежные ценные бумаги. Но это не спасет Стабфонд от инфляции, предупреждают эксперты.

Минфин приступил к операциям по размещению средств Стабилизационного фонда. По его распоряжению они уже были конвертированы в иностранную валюту и зачислены на валютные счета Федерального казначейства в Банке России. В сообщении Минфина отмечается, что он планирует осуществлять размещение средств Стабфонда поэтапно.
Два с половиной года средства не просто лежали мертвым грузом, но таяли под воздействием инфляции. По данным Счетной палаты, в 2004 году потери фонда от инфляции составили 23 млрд рублей. На конец 2004 года его объем составлял чуть более 500 млрд рублей. Очевидно, за 2005 год и первую половину 2006-го потери были не меньше.
Ведь хотя инфляция и замедлилась, объем средств стабфонда значительно вырос. К апрелю 2006 года в нем находилось уже 1 трлн 700 млрд рублей. Правда, в 2005 году часть средств была направлена на досрочное погашение госдолга перед Парижским клубом (430,1 млрд рублей) и Международным валютным фондом (93,5 млрд рублей), а также на покрытие дефицита Пенсионного фонда. Согласно оценке Счетной палаты, экономический эффект от досрочного погашения долгов сопоставим с доходностью в 5-6% годовых в долларах США. Основная же часть государственной заначки продолжала обесцениваться. Премьер Михаил Фрадков подписал постановление об управлении средствами Стабфонда лишь в апреле 2006 года.
C 24 июля началось выполнение этого постановления. Согласно утвержденной валютной структуре, 45% конвертированных средств были зачислены на счет Федерального казначейства в ЦБ в долларах США, еще 45% – на счет в евро, 10% – на счет в английских фунтах стерлингов. Перевод средств из рублей в иностранные валюты проводились Банком России по его официальному курсу. Они «не оказали влияния на состояние валютного рынка», особенно отмечает Минфин. «Это действительно так. У ЦБ есть возможности провести операции безболезненно для рынка», – признает главный экономист ИК «Тройка Диалог» Евгений Гавриленков.
Далее средства будут размещены в долговых обязательствах иностранных государств. К ним относятся страны, имеющие рейтинг долгосрочной кредитоспособности не ниже уровня AAA по классификации агентств Fitch или Standard & Poor's. Это США и 13 европейских стран – Австрия, Бельгия, Финляндия, Франция, Германия, Греция, Ирландия, Италия, Люксембург, Нидерланды, Португалия, Испания и Великобритания.
Но высоконадежные бумаги, как правило, не дают высокий доход. Поэтому эксперты сомневаются, что такое размещение спасет фонд от обесценивания.
Доходность бумаг, в которые вложат Стабфонд, не превысит инфляцию, констатирует экономист инвестбанка «Траст» Евгений Надоршин. «Доходность выше уровня инфляции недостижима, по крайней мере в ближайшие несколько лет», – соглашается директор центра макроэкономических исследований «БДО Юникон» Елена Матросова.
Правительство прогнозирует темпы инфляции на уровне 8–9% в 2006 году, 6,5–8% в 2007 году, 4,5–6% в 2008 году, 4–5,5% в 2009 году. Доходность же ценных бумаг большинства указанных стран зачастую не превышает 5–6%.
Таким образом, если и можно ожидать позитивного эффекта инвестирования средств, то только после 2009–2010 года – в случае замедления темпов инфляции до прогнозируемого уровня. Так что средства по-прежнему будут таять, хотя и медленнее. «Стабфонд, фонд будущих поколений, с каждым годом будет обесцениваться, как это происходит и с золотовалютными резервами, пока правительство не победит инфляцию», – констатирует Матросова.
Между тем были и другие варианты вложений. Так, замруководителя аппарата правительства Михаил Копейкин предлагал инвестировать средства Cтабфонда в акции крупных и надежных иностранных компаний. Но утверждение Копейкина, что за три года потери Cтабфонда от инфляции составят порядка 600 млрд рублей, министр финансов Алексей Кудрин назвал безграмотным и предложение отверг. А глава СП Сергей Степашин предлагал вкладывать средства Cтабфонда в ценные бумаги российских предприятий. Особенно тех, которые планируют крупные инфраструктурные проекты и для этого проводят допэмиссии акций. Но и этот вариант не прошел.
«В pоссийский рынок Стабфонд разместить невозможно, поскольку размер торгуемых российских акций и облигаций немногим отличается от размеров самого Стабфонда», – объяснил Надоршин.
Грубо говоря, вложить Стабфонд в российский рынок – это купить все, что на нем торгуется. Не говоря о том, что это невозможно по техническим причинам, это сделало бы его неинтересным для инвесторов, считает он.
С точки зрения надежности более выгодного варианта, чем тот, на котором остановилось правительство, не было, сходятся во мнениях эксперты. И это станет лучшим аргументом, чтобы начать принимать необходимые меры для борьбы с инфляцией, полагает Надоршин. «Я за то, чтобы Стабфонд размещался в иностранные активы, и я не переживаю по поводу того, что он что-то теряет из-за инфляции. Напротив, я считаю, что это лучший стимул наконец снизить инфляцию», – сказал он. А Елена Матросова считает, что нужно следить и за новыми тенденциями. «Многие ЦБ уже начали диверсифицировать ЗВР, например, вводят в них фьючерсы на металлы, –иллюстрирует эксперт. – Не стоит забывать и о Востоке. Китай и другие азиатские страны постепенно приобретают все больший вес в мировой экономике. Кроме того, нужно подумать о том, какие темпы роста Стабфонда достаточны для выполнения его предназначения.
Может быть, в дальнейшем стоит уменьшить поток средств, консервируемых в низкодоходных инструментах. Ведь мы тем самым кредитуем западные экономики. И больше доходов инвестировать в нашу экономику».