• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

У бизнеса нет стимула, чтобы делать жилье доступным

Собеседник. 2006. № 031. 16 августа

Президент Российского союза промышленников и предпринимателей Александр ШОХИН: "Выйти на приемлемую стоимость квадратного метра очень трудно. И тут практически не заложено никаких стимулов для строителей. А участие крупных корпораций в этом проекте пока под большим вопросом. Для поощрения корпоративного участия в проекте надо предложить крупным компаниям некие налоговые преференции. Причем я веду речь не о льготах..."

Александр Шохин: У бизнеса нет стимула, чтобы делать жилье доступным.

Национальный проект "Доступное жилье" пробуксовывает. Жилье не становится доступным для кошельков подавляющего большинства россиян, а цены на недвижимость продолжают ползти вверх. В минувшую пятницу положением дел на этом рынке озаботилась и Генпрокуратура. Она поручила Федеральной антимонопольной службе (ФАС) проверить застройщиков на наличие ценового сговора.
Не исключено, что инициатива связана с тем, что осенью президент собирает большой совет, где будет рассматриваться, как реализуются национальные программы.Почему бизнес неохотно включается в создание "доступного жилья"? Комментирует ситуацию президент Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Александр ШОХИН.

- Александр Николаевич, федеральный бюджет выделяет на поддержку проекта в общей сложности больше 200 млрд. рублей. Речь идет, как я понимаю, о компенсации затрат строителей и банков. Так чем же не устраивает бизнес эта схема?
- Механизмы программы не заработают без выполнения двух условий: достаточное количество (по объемам и по ценам) стройматериалов и наличие участков для застройки.
Вот недавно комиссия РСПП по строительному комплексу провела пресс-конференцию, поводом для которой послужил рост цен на цемент и металлопродукцию для строительства. Ситуация на самом деле патовая. Импортировать этот материал достаточно дорогое удовольствие. А цемента сегодня в полтора раза меньше, чем нужно строительству. Комиссия пришла к выводу, что надо поощрять инвестиции в строительство новых заводов по производству цемента - это и дешевле, и эффективнее, чем выкупать или переоснащать старые.
Теперь что касается выделения участков под строительство. В соответствии с программой было решено упростить порядок выделения этих участков и ввести аукционную продажу, что позволило бы выручить больше денег и обеспечить конкуренцию среди инвесторов и тем самым ограничить рост цен. В реальности же практически все земельные участки были выделены без аукционов, и теперь их цена серьезно поднялась. Что с этим делать? С формальной точки зрения следует отменить все сделки, проведенные без аукционов. Но за это время цены подросли, так что даже реальные аукционы не остановят их рост.

- Мне кажется, все эти "острые углы" должны были быть выявлены еще в прошлом году, когда шел подготовительный этап реализации программы. Но и сейчас, во время первого этапа, позволить себе "доступное жилье" смогут ненамного больше тех 12% россиян, которые сегодня приобретают жилье по этой схеме. Есть ли выход?
- Выйти на приемлемую стоимость квадратного метра очень трудно. И тут практически не заложено никаких стимулов для строителей. А участие крупных корпораций в этом проекте пока под большим вопросом. С другой стороны, доступное жилье предполагает удержание цены. Едва ли вы уговорите строителей и инвесторов работать себе в убыток. Выбраться из этой вилки пока не удается. И сегодня уже поговаривают о введении госзаказа.
Но подобное возвращение к советскому порядку строительства квартир с их последующим то ли распределением, то ли продажей нежелательно для экономики. Это крайне неэффективная мера. Поэтому государство и пытается создать такие условия, при которых удастся сдерживать цену на приемлемом уровне, не нарушая законов рынка. Впрочем, если реализация нацпроекта окажется под угрозой, введение госзаказа исключать нельзя.

- У бизнеса есть предложения, как исправить ситуацию?
- Да. Для поощрения корпоративного участия в проекте надо предложить крупным компаниям некие налоговые преференции. Причем я веду речь не о льготах, а о признании этих затрат и неких гарантиях для компаний относительно трактовки налоговиками данных затрат в будущем. Для инвестиций в стройиндустрию нужны стимулы, в том числе за счет Инвестфонда. Еще важный момент. Отдельные части программы плохо связаны друг с другом, нет состыковок. Все это должно быть разрешено, и чем раньше, тем лучше.