• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Саморегулирование вне закона Как "выцарапывать права"

Газета. 2006. № 219. 29 ноября

...Практически все участники круглого стола согласились с тем, что, несмотря
на трудности с прохождением законопроектов, события разворачиваются в
нужном направлении. А глава РСПП Александр Шохин выразил уверенность, что
именно через поэтапное создание системы СРО можно будет подойти и к
принятию общего для всех саморегулируемых организаций базового закона...

Идея активно заняться саморегулированием путем создания профессиональных
саморегулируемых организаций (СРО) посещает предпринимательское сообщество
регулярно. Бывает она и в головах чиновников. Еще в 2003--2004 годах в
ходе административной реформы предлагалось передать часть несвойственных
государству функций по регулированию рынков саморегулируемым организациям.
Однако закон "О саморегулируемых организациях", на базе которого должна
строиться самодеятельность бизнес-регулирования, так и не принят. Хотя в
первом чтении Госдума приняла его еще в октябре 2003 года. Дальше дело не
пошло. Чиновники с любыми регулирующими функциями расставаться не
торопятся.
Вчера проблему правового регулирования деятельности профессиональных
саморегулируемых организаций обсуждали за "круглым столом", организованным
комиссией Общественной палаты по вопросам конкурентоспособности,
экономического развития и предпринимательства, при участии комитета
Госдумы по собственности и комитета РСПП по собственности и развитию
рыночных институтов. Главный вывод -- в ближайшее время СРО в России будут
активно развиваться. Пускай и без базового законодательства.
Процесс создания СРО уже запущен. Он идет по отраслевому принципу. "Первой
ласточкой" стали принятые этим летом изменения в закон "Об оценочной
деятельности". Именно на оценщиках саморегулирование должно быть
опробовано, с тем, чтобы в дальнейшем распространить этот опыт на других.
Первые на очереди страховщики и аудиторы. Впрочем, судьбу последних
депутаты пока так и не определили. Подготовленный Минфином законопроект
"Об аудиторской деятельности", предусматривающий введение системы
регулирования рынка профессиональными СРО вместо действующей системы
лицензирования, вызывает нарекания у парламентариев. Согласно
законопроекту, любая аудиторская СРО должна объединять не менее 3 тысяч
аудиторов либо не менее 1,5 тысячи аудиторских организаций. Парламентарии
подсчитали, что в итоге на российском рынке останется не более
трех-четырех крупных СРО, в то время как, по мнению председателя думского
комитета по собственности Виктора Плескачевского, рынок способен
переварить как минимум в несколько раз больше.
Несмотря на то, что в отношении аудиторов компромисс с Минфином
парламентарии пока так и не нашли, депутаты самостоятельно занялись
регулированием других секторов экономики. Плескачевский сообщил, что в
ближайшее время на рассмотрение Госдумы будет вынесено еще два
законопроекта, касающихся деятельности СРО для актуариев (специалисты по
страховой математике) и строителей.
"Сегодня хуже, чем в строительстве, дело не обстоит ни в одной отрасли. Она
регулируется 15 ведомствами. Но это не мешает многим компаниям после
окончания очередного строительства сворачивать свою деятельность и
исчезать с рынка", -- возмущался Виктор Плескачевский. По его мнению,
"саморегулируемые организации строителей вполне способны наладить контроль
на этом рынке".
Практически все участники круглого стола согласились с тем, что, несмотря
на трудности с прохождением законопроектов, события разворачиваются в
нужном направлении. А глава РСПП Александр Шохин выразил уверенность, что
именно через поэтапное создание системы СРО можно будет подойти и к
принятию общего для всех саморегулируемых организаций базового закона.
С ним согласен и председатель Ассоциации приватизируемых и частных
предприятий Григорий Томчин. Однако его прогноз не столь оптимистичен:
"Подойти к созданию СРО можно вместе, а вот выцарапывать у чиновников свои
права придется всем поодиночке".