• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Финансы с уклоном

Профиль. 2006. № 47. 18 декабря

...Нынешним банкирам хочется снимать кассовое кино, продавать модную одежду и управлять спортивными клубами. По словам директора Банковского института Высшей школы экономики Василия Солодкова, доходность в банковской сфере снижается, поэтому подобные инвестиции можно рассматривать как попытки диверсификации бизнеса и повышения его рентабельности...

Подготовка к выходу на публичные рынки и требовательность Центробанка заставляют финучреждения все активнее разгребать авгиевы конюшни скандальных 90-х. Хотя некоторым банкирам до сих пор нравится окружать себя кондитерскими фабриками и пароходами.

Только закончился очередной чемпионат России по футболу, как по рынку поползли слухи о покупке ВТБ футбольного клуба "Динамо". Купит госбанк прославленный клуб или нет - вопрос. Но эксперты единодушны в одном: банкиры до сих пор не могут избавиться от привычки вписывать на баланс своих организаций что-нибудь непрофильное, то есть нефинансовое. Хотя и заокеанские финансисты не брезгуют такого рода приобретениями. Например, австралийский инвестбанк Macquarie Bank Ltd. в прошлом году купил канадскую компанию Leisureworld, управляющую домами для престарелых.

Купи - продай
Если за границей непрофильные активы интересны исключительно инвестбанкам, то в нашей стране отсутствие законодательного разделения инвестиционного и коммерческого банкинга лишь подстегивает "традиционных" финансистов покупать и продавать активы самых разных достоинств, нередко не имеющих к финансовому рынку никакого отношения. По словам специалистов, в будущем понятия "банкинг" и "инвестбанкинг" будут разделены и в России, но пока отечественным банкирам приходится идти на непрофильные инвестиции без "благословения" ЦБ и вызывая недоумение рейтинговых агентств: такие приобретения повышают риски кредитной организации. Правда, надзорный орган порицает увлечение собственностью в непрофильном бизнесе негласно, формально же никаких санкций к банкам ЦБ не предъявляет. Пока.
Однако владельцам финансовых империй все же приходится разбираться с теми букетами всевозможных активов, которые они получили в свою собственность в период первоначального накопления капитала. "Время тогда было такое" , - смеется один из банкиров. Те же, кто оказался дальновиднее, еще несколько лет назад продали "что-нибудь ненужное" или же разделили активы своей финансово-промышленной группы (ФПГ) на автономные ветви бизнеса. Так поступили МДМ, "Альфа" , Межпромбанк, Национальная резервная корпорация. Разделение финансового и "побочного" бизнеса абсолютно оправданно, поскольку приводит к снижению рисков и позволяет кредитной организации стать более прозрачной, управляемой и "подтянутой".
Однако, несмотря на чуть ли не массовое избавление банков от непрофильных активов, отдельные финансовые организации, наоборот, стремятся поучаствовать в каких-нибудь сторонних проектах. "Налицо некое сознательное инвестирование, отличное от процесса, который проходил в 90-е годы и в начале 2000-х, когда кредитные организации просто подбирали всевозможные активы" , - констатирует ведущий консультант компании "ФинЭкспертиза" Катерина Курьян. Нынешним банкирам хочется снимать кассовое кино, продавать модную одежду и управлять спортивными клубами. По словам директора Банковского института Высшей школы экономики Василия Солодкова, доходность в банковской сфере снижается, поэтому подобные инвестиции можно рассматривать как попытки диверсификации бизнеса и повышения его рентабельности.
"Такая бизнес-модель вполне имеет право на жизнь, если существует команда, способная этими активами управлять" , - считает исполнительный директор компании "Базовый элемент" и член наблюдательного совета банка "Союз" Георгий Кравченко. Правда, касается это только независимых банков, госбанки и их многочисленных "дочек" связывают "сложные семейные отношения" , и за их покупками нередко видятся мотивы, далекие от экономических.

Сознательные инвесторы
"Сейчас банки интересуются отраслями с наиболее высокой рентабельностью - ритейлом или коммерческой недвижимостью" , - утверждает аналитик ИК "Проспект" Игорь Лавущенко. Но если ритейлом более других интересуется ФК "УралСиб" (до конца года корпорация станет единственным акционером сети "Копейка" , выкупив оставшиеся 50 % акций у топ-менеджеров компании за $500 млн. ), то коммерческая недвижимость для банков действительно настоящий магнит. Оно и понятно: доходность на рынке строительства коммерческой недвижимости составляет десятки процентов. По этой причине активность на этом поприще проявляют практически все кредитные организации, даже государственные - в частности, на балансе "Сбера" находится ряд инвестиционно-строительных фирм.
Но некоторым подавай более экстравагантные активы. Например, "дочка" банка "Санкт-Петербург" - компания "Ольвен СПб" - планирует открыть в Северной столице магазины, специализирующиеся на продаже одежных и косметических линий от звезд шоу-бизнеса. У швейцарской компании Toroil S. A. (контролирует Headline Group, у которой банк и приобрел франшизу) есть договоренности о сотрудничестве с поп-дивами Гвен Стефани, Бейонси Ноулз и Джессикой Симпсон. Первый магазин должен открыться в 2007 году. Нередко кто-нибудь из акционеров банка вписывает на баланс "игрушку" жены или сына - фитнес-центр или ресторан. Бывает, что "непрофильная экзотика" - прихоть и самих топ-менеджеров. Так, строительство киностудии под Санкт-Петербургом, анонсированное как проект банка "ГЛОБЭКС" , по некоторым данным, амбициозный проект лишь одного из членов совета директоров кредитной организации. Помимо киностудии планируется строительство киноконцертного зала и мультиплекса. Общий объем инвестиций в проект составит около $50 млн. И, по оценкам экспертов, такие инвестиции вполне могут быть оправданны - бокс-офис российского кинопроката в 2006 году может превысить $500 млн. Отечественные кинопроизводители уже не стесняются пускать в эту отрасль серьезные средства, а дешевизна съемок привлекает внимание и голливудских продюсеров.
Не менее масштабный проект в начале 2006 года реализовал московский Эконацбанк, принадлежащий структурам депутата Госдумы Рафаэля Гималова. Через одного из своих бывших топ-менеджеров Эконацбанк вложился в создание крупного игорного дома в центре столицы - казино "Астория". Не скрывает своего интереса к азартным играм и Газпромбанк. Созданная осенью 2006 года "дочка" Газпромбанка, "Орглот" , займется организацией всероссийских лотерей, выиграв конкурс, проводившийся Росспортом. Не исключено, что в дальнейшем "Орглот" расширит свою деятельность и займется не только лотереями, но и другими областями игорного бизнеса.
Стремительный рост телерекламы и возможность влиять на умы граждан через телевизор также привлекают внимание банкиров. Еще год назад одним из наиболее влиятельных игроков на рынке масс-медиа эксперты называли "Еврофинанс Моснарбанк" , управлявший медийными активами "Газпрома". Теперь эти активы переходят под контроль Газпромбанка, который раньше имел к телевидению опосредованное отношение, выдавая кредиты на производство сериалов. Группа "Еврофинанс" продала 23,5 % акций "НТВ-Плюс" дочерней структуре Газпромбанка под названием "Элион" , к которым она присовокупила акции НТВ и "ТНТ Телесеть". Давно проявляет интерес к телевидению и Альфа-банк, имеющий в портфеле 26,1 % акций СТС Media Inc. , который владеет телеканалами СТС и "Домашний". Рынок телерекламы растет на 30 % в год, и пакет кредитной организации со временем будет только дорожать. Правда, руководство "Альфы-Групп" придерживается политики разделения активов, поэтому в сентябре этого года банк объявил о том, что пакет акций будет передан на баланс других структур группы.
Не остался в стороне от этой "лихорадки" и госгигант Сбербанк, его байкальский филиал обзавелся собственной турфирмой, купив в мае 2006 года 50 % акций крупнейшего туроператора Восточной Сибири, "Гранд Байкал". Вроде бы для того, чтобы регулярно отправлять на отдых своих сотрудников. Но ничто не мешает финансовому монстру отправлять на отдых сотрудников и других организаций, получая с этого дивиденды. "Важно понимать, каково влияние непрофильных активов на устойчивость банка, - считает зампредправления Русского банка развития Евгений Темяков. - Если активы ликвидны, то почему бы банкам ими и не владеть?" Впоследствии это "ценное имущество" можно выгодно сбыть. "После кризиса 1998 года Московский индустриальный банк смог расплатиться с долгами именно потому, что обладал большим количеством активов в сфере недвижимости" , - вспоминает аналитик агентства Standard & Poor's Екатерина Трофимова.
Нередко банкиры идут на приобретение и нерыночных активов - например, тех же самых спортивных клубов. Осенью 2006 года "Конверс Груп" , управляющая компания МФГ "Конверсбанк" , вошла в состав акционеров хоккейного клуба "Спартак" (Москва), распущенного летом из-за финансовых проблем. Понятно, что предпринимателями движет скорее стремление повысить лояльность к бренду (аудитория у "народной команды" чуть ли не самая большая в стране), нежели желание заработать.

Проблемы публичности
Между тем такую роскошь, как владение разношерстным непрофильным бизнесом, могут позволить себе те, кто пока не собирается "продаваться" - будь то IPO или привлечение стратегического инвестора. "Иностранные инвесторы хотят видеть чистые банки - без заводов, пароходов и фабрик. Их логика совершенно понятна и не эксклюзивна для банковского сектора. Они не хотят видеть, скажем, на балансе завода, производящего сталь, детский садик" , - объясняет председатель совета директоров Москоммерцбанка Андрей Савельев. Непрофильные активы, по мнению специалистов, могут вызвать у инвесторов ряд вполне резонных вопросов. "Например, вопрос: почему банк этим занимается? Зачем Газпромбанк купил акции "Мосэнерго" или ВТБ приобрел 5 % европейского авиаконцерна EADS? - считает управляющий директор МДМ-Банка Алекс Кантарович. - Инвесторы задумываются, не придется ли им и после приобретения бумаг кредитной организации финансировать такие экзотические приобретения".
Поэтому те, кто еще не избавился от нефинансовых структур, продолжают их продавать или выводить на баланс связанных с акционерами компаний. В марте 2006 года "Авангард" вышел из уставного капитала пивоваренной компании "Русский солод" , переведя 49 % акций на баланс "Алькор Холдинг Групп" , председателем совета директоров которой - глава банка "Авангард" Кирилл Миновалов. В развитие "Русского солода" в прошлом году было вложено порядка $180 млн. Большинство экспертов тут же сделали вывод о том, что банк готовится к продаже.
Похожий путь избрал для себя и Промышленно-строительный банк, поглощаемый ВТБ. Перед слиянием с финансовым гигантом он продал 17,13 % акций футбольного клуба "Зенит" структуре, контролируемой Банкирским домом "Санкт-Петербург" , акционеры которого, в свою очередь, являлись владельцами ПСБ. Фактически пакет был просто переложен из одного кармана в другой. По такому же пути пойдет и сама группа ВТБ, в нее входит несколько десятков компаний, занимающихся непрофильной деятельностью, - от кондитерских фабрик "Красный Октябрь" и "Рот Фронт" до турфирмы "Инна тур". В банке планируют расчистить бизнес до выхода на IPO, и 17 непрофильных компаний уже отнесены к "группе выбытия".
"Здесь не нужно изобретать велосипед, достаточно обратиться к опыту Запада, - уверен Евгений Темяков. - Западные финансовые институты практически не пытаются участвовать в непрофильном бизнесе. Через какое-то время такая же ситуация сложится и в нашей стране". Но, по прогнозам Василия Солодкова, те банки, которые не планируют выход на публичные рынки или продажу "стратегу" , вряд ли откажут в удовольствии порадовать себя очередными приобретениями морских портов или пивоварен. Хотя даже такая любовь к нефинансовым активам не позволит российским банкам перещеголять, скажем, египетские кредитные организации, на балансе которых можно обнаружить все, что угодно, - от нефтяных компаний до университетов и детских садов.