• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Не все инвестиции одинаково полезны и возможны для всех регионов РФ

Альянс Медиа. 2007. № 18:07. 12 февраля

...Профессор кафедры управления проектами Высшей школы экономики Владимир Коссов сообщил о результатах проведенного ГУ-ВШЭ исследования по развитию инвестиций в России. Главный вывод, который делает ученый: если судить о развитии регионов не по росту ВРП, а по росту потребления электроэнергии, то рекордный рост этого потребления в 2006 году произошел за счет таких регионов, как Москва, Санкт-Петрбург, Тюменская область...

В понедельник на заседании комитета ТПП РФ по инвестиционной политике на тему «Проблемы регионального инвестиционного законодательства и привлечения инвестиций в регионы России» главным вопросом обсуждения стала проблема не количества, а именно качества инвестиций, т.е. инвестиций, развивающих реальный сектор экономики российских регионов и муниципалитетов.
Начальник отдела региональных программ департамента федеральных целевых программ, развития северных территорий и оперативного реагирования Министерства регионального развития РФ Игорь Крикуненко сообщил, что главным вопросом остается проблема расходования средств Фонда регионального развития. И. Крикуненко считает, что оптимальным решением этого вопроса должно стать создание системы, обеспечивающей финансирование из фонда федеральных целевых программ и построенной по новому принципу - принципу пространственного развития. Он пояснил, что реализация подобных программ потребует нового законодательного обеспечения, т.к. в настоящее время реализация таких программ требует не менее 600 согласований в различных федеральных ведомствах.
В свете возникающих проблем И. Крикуненко отметил особую необходимость ускорения процесса принятия ФЗ «Об основах государственного регулирования региональной политики». «Это та основа, которая необходима для выстраивания ясных и четких условий формирования ФЦП нового поколения, направленных на развитие регионов РФ», - заключил представитель МРР. Он напомнил, что Минрегион готовит две подобные программы: «Юг России» на период 2008-2012 гг. и «Развитие Дальнего Востока и Забайкалья» - до 2012 г. По мнению И. Крикуненко, успех в реализации программ, как и выбор наиболее эффективных решений для развития дотационных регионов невозможен без активного участия представителей бизнес-сообщества.
В своем докладе начальник отдела экономического анализа аналитического управления аппарата СФ Михаил Амаев сообщил о главных проблемах, возникающих при активизации законодательных инициатив регионов, обусловленных стремлением привлечь как можно больше инвестиций на территорию. На сегодняшний день принято свыше 900 законов регионального уровня, направленных на реализацию региональных инвестиционных программ, привлечение иностранных инвестиций и инвестиций в форме капиталовложений. По мнению эксперта, позитивно, что на сегодняшний день все регионы уделяют большое внимание инвестиционной деятельности.
Однако отсутствие четких критериев отбора для наиболее эффективных инвестпроектов, размытость формулировок создает много лазеек для коррупции. Кроме того, решение проблемы защиты инвестора зачастую носит декларативный характер. Поэтому М. Амаев считает, что необходимо на федеральном уровне закрепить законодательную норму, определяющую инструментарий для выбора инвестпроекта.
Еще одна проблема в том, что действующий закон не определяет нормы ответственности за отказ от платежей по займам. По мнению М. Амаева, необходимо признать отказ исполнительной власти от платы по займам не менее серьезным нарушением, чем разворовывание бюджетных средств.
Эксперт также отметил, что проводимая инвестиционная политика в регионах проводится с перекосом в пользу западных инвестиций. «Между тем как показывает практика размещения иностранного капитала на территории РФ, пока инвестор не заинтересован в развитии высокотехнологичных производств. При этом эффективность размещения прямых иностранных инвестиций значительно ниже, чем в других странах с переходной экономикой. Поэтому можно констатировать, что иностранные инвестиции еще не стали фактором обеспечения роста конкурентоспособности российской экономики», - заключил аналитик.
Профессор кафедры управления проектами Высшей школы экономики Владимир Коссов сообщил о результатах проведенного ГУ-ВШЭ исследования по развитию инвестиций в России. Главный вывод, который делает ученый: если судить о развитии регионов не по росту ВРП, а по росту потребления электроэнергии, то рекордный рост этого потребления в 2006 году произошел за счет таких регионов, как Москва, Санкт-Петрбург, Тюменская область. Меньший подъем потребления отмечен в Самарской области и Республике Татарстан. При этом наибольшее потребление электроэнергии отмечено в областных центрах с населением порядка 1 млн человек. Это, по мнению эксперта, говорит о том, что экономическое развитие активно идет в мегаполисах, где сосредоточен большой объем финансовых потоков и производств и не распространяется на малые и средние города России. «Рост ВВП в 7% обеспечен за счет третичного сектора при весьма скромном росте производительного сектора», - отметил В. Коссов. Поэтому ведущими оказались регионы, где превалирует торговля, а промышленные регионы, напротив, оказались в лучшем случае в «середняках».
Ученый отмечает, что в развитии регионов можно выделить два уровня: процветающие регионы, живущие за счет ренты на землю или ресурсы, и мегаполисы; и остановившиеся в развитии прочие территории. И если процесс привлечения инвестиций в процветающие территории можно считать хорошо отлаженным, то в малых и средних городах с населением в 50 тыс. человек в ближайшее время инвестиций не предвидится. «Не стоит рассчитывать на скорый приход невидимой руки рынка на эти территории. Спасти ситуацию можно только за счет частных инвестиций и создания малых и средних предприятий в малых и средних городах», - убежден ученый.
Он предлагает решить вопрос введением разнарядки на создание определенного количества малых и средних предприятий для каждого города. Только строгая отчетность главы региона заставит его стимулировать процесс развития МСБ на отдельных территориях. Тогда, по мнению В. Коссова, губернаторам ничего не останется, как подобно анализировать возможные препятствия для МСБ, создаваемые конкретными муниципальными властями, и строго карать виновников. «Пока, для того чтобы открыть новое дело, нужно собрать не менее 600 подписей, обойти коррупционные схемы и прочие препятствия. Но если над губернатором будет висеть разнарядка на год – создать не менее 100 предприятий, он найдет способы и средства обуздать отдельных нечистоплотных исполнителей на местах», - уверен ученый.