• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Упал — отжался "Чем ниже цена бумаги, тем больше шансов, что она вырастет", — считает аналитик Евгений Гавриленков

Итоги. 2007. № 10. 5 марта

Обвал котировок акций в Китае спровоцировал падение на американских биржах, второе по силе после того, что произошло вслед за террористической атакой в 2001 году; волна прокатилась по Юго-Восточной Азии, Европе и России. О том, как будут развиваться события, размышляет главный экономист инвестиционной компании "Тройка Диалог" Евгений Гавриленков.

Обвал котировок акций в Китае спровоцировал падение на американских биржах, второе по силе после того, что произошло вслед за террористической атакой в 2001 году; волна прокатилась по Юго-Восточной Азии, Европе и России. О том, как будут развиваться события, размышляет главный экономист инвестиционной компании "Тройка Диалог" Евгений Гавриленков.

— Евгений Евгеньевич, насколько долгим будет период нестабильности?
— Котировки акций китайских компаний пошли вверх уже на следующий день. Но нестабильность еще сохраняется. Проблема эта не китайская, а глобальная. Китай стал лишь катализатором падения мировых финансовых индексов, а коррекция идет по всему миру.
В большей степени в произошедшем повинна не китайская, а американская экономика.
— Вы говорите "коррекция", выходит, кризиса опасаться не стоит?
— В мировой экономике ничего не изменилось. А вот ожидания сейчас не те, что были в самом начале года.
И в первую очередь это относится к американской экономике. Появились сообщения, что в четвертом квартале прошлого года рост был ниже, чем считалось до сих пор. Затем стало известно, что в январе в США хуже, чем ожидалось, оказался спрос на товары длительного потребления. Это автоматически привело к снижению прибылей компаний из Америки, Китая, да и по всему миру. Эта информация подтвердила опасения аналитиков — ведь Китай и США образуют по сути одну экономику. Рост спроса в Штатах автоматически означает увеличение производства в Китае. И наоборот, снижение заказов в США легко может привести к замедлению темпов роста в Поднебесной. Неудивительно, что наибольшие потрясения пережили именно фондовые рынки Китая и стран Латинской Америки.
То есть экономики, наиболее тесно завязанные на американскую.
— Но ведь о замедлении роста в США говорят давно, значит, все можно было предвидеть?
— Ожидать коррекции на мировых фондовых рынках было необходимо.
По сути, значительная часть держателей акций вернула их на рынок — произошла фиксация прибыли. Это нормально, ведь рынки не могут все время идти вверх. Другое дело, что никто не смог бы точно сказать, что станет катализатором падения. Так вышло, что им стал Китай.
— Это значит, что скоро мировой рынок вернется к старым показателям?
— Вовсе нет. Падают рынки значительно быстрее, чем потом подрастают в цене. Но оснований полагать, что нестабильность растянется надолго, немного. К лету ситуация может стать близкой к той, что была до падения.
— А если информация о негативных тенденциях в США и дальше будет поступать с завидной регулярностью?
— Повторюсь, фундаментальные факторы остались неизменными. Никакого кризиса в американской экономике не ожидается. Даже сейчас большинство проблем в США связано с госсектором, акорпоративный чувствует себя очень неплохо. Да, большинство экономистов говорят о замедлении роста, но ведь о замедлении, а не прекращении. Главное, в мире сейчас крутится большое количество денег. Пока они ушли, но им некуда деться, и потому они вернутся на фондовый рынок. А раз так, то и индексы пойдут наверх. Рост будет плавный, постепенный.
— Есть, однако, мнение, что многие компании, в том числе в Китае, переоценены.
— Тут нет единой позиции. Многие аналитики, наоборот, полагают, что значительная часть компаний в Китае еще не достигла своей справедливой стоимости. Кроме того, надо помнить, что рынки развивающихся стран сейчас серьезно выросли по сравнению с тем, что было семь или, допустим, 10 лет назад.
Причем стремительно увеличивается внутренний спрос на собственную продукцию. Этот фактор позволяет поддерживать прибыли местных компаний, а значит, делает их менее зависимыми от колебаний мировой экономики.
— Чего ждать игрокам на российских фондовых площадках?
— Экономика России куда меньше завязана на США, потому и колебания были незначительными. Тем не менее российские рынки идут тем же курсом, что и мировые. Потому иностранные инвесторы продали значительную долю акций отечественных эмитентов. Но часть из них приобрели российские покупатели.
Когда иностранцы начнут возвращать свои деньги на фондовые рынки, они принесут их и в нашу страну.
— А как быть гражданам — участникам ПИФов?
— Рискованно было покупать акции российских компаний в январе, когда их стоимость была на пике. А вкладывать в ПИФы в марте, на низком рынке, — привлекательный вариант даже для осторожных инвесторов. Ведь чем ниже цена бумаги, тем больше шансов, что она вырастет. Так что по поводу благополучия паевых фондов опасаться, пожалуй, не стоит.