• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Атака бизнеса на Минфин смягчена

КМ.RU. 11 апреля 2007

...Выступая на налоговом форуме Торгово-промышленной палаты (ТПП) РФ, Александр Шохин заявил, что уже не готов говорить о конкретных ставках налогов без проведения дополнительных расчетов. В результате требование бизнеса по поводу НДС в тексте заявления свелось к призыву «провести анализ всех предложений по реформированию налога»...

Бизнес получил очередной, на этот раз достаточно реальный шанс повлиять на налоговую политику государства. Однако предприниматели не пошли на открытый конфликт с Минфином, приняв достаточно компромиссный документ.

Совместное заявление о позиции предпринимателей в отношении налоговой политики подписали в понедельник, 9 апреля три российских предпринимательских организации - Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП), «Деловая Россия» и «Опора России».
Документом, названным «Совместная платформа деловых кругов России по вопросам совершенствования налогообложения» бизнес надеется побудить к действиям правительство, которое с подачи Минфина как минимум на год «заморозило» принятие любых новаций в налоговой сфере.
Первоначальная редакция документа, подготовленная главой экспертного совета «Деловой России» Антоном Даниловым-Данильяном, предусматривала превращение НДС в налог с продаж (НСП) со ставкой в 12%, а регрессивную шкалу ставок ЕСН (26%, 10%, 2%) предлагала заменить плоской, также 12-процентной ставкой.
Однако РСПП выступил против такого вида документа. Выступая на налоговом форуме Торгово-промышленной палаты (ТПП) РФ, Александр Шохин заявил, что уже не готов говорить о конкретных ставках налогов без проведения дополнительных расчетов. В результате требование бизнеса по поводу НДС в тексте заявления свелось к призыву «провести анализ всех предложений по реформированию налога». Результатом такого анализа, сказано в документе, может стать решение о радикальном сокращении НДС либо о его замене НСП. В части социального налога в документ включено давнее (и в принципе, не оспариваемое Минфином) требование о реформировании системы социального страхования.
Среди прочих предложений бизнеса значится совершенствование амортизационной политики (разрешение переоценки основных средств и повышение ставок амортизации до 200% от стоимости оборудования для модернизирующихся предприятий). Для развития реального сектора предлагается полное освобождение от налога на прибыль на первые три-пять лет для несырьевых или перерабатывающих предприятий.
По настоянию малого бизнеса в документ включено требование повышения предела годового дохода компаний, дающего право на «упрощенку» до 100 млн руб. Крупный бизнес вписал в текст пожелание Минфину использовать разрабатываемые им методы контроля за трансфертным ценообразованием только для внешнеторговых сделок с биржевыми товарами. Таким образом, в целом предложения бизнеса не отличаются ни особенной новизной, ни радикальностью.
Александр Шохин объясняет свое нежелание требовать от правительства конкретных ставок «устным обещанием» Алексея Кудрина провести подсчеты параметров возможного сокращения ставок в рамках рабочей группы при Совете по конкурентоспособности, результаты которых группа должна получить к октябрю 2007 года. Однако это может привести к затягиванию процесса, что уже было летом 2006 года, когда правительство в последний момент отказалось от неформальных договоренностей с бизнесом и провело документ в Госдуме в своей редакции.
По мнению источника газеты «Коммерсант» в одной из трех организаций, очередной перенос дискуссии под предлогом необходимости расчетов, давно уже сделанных Минфином,– затягивание процесса. Отменим, негативный опыт подобных согласований с Минфином для РСПП, «Деловой России» и «Опоры» уже есть. При принятии поправок в НК о налоговом администрировании летом 2006 года.

Что думает бизнес о налогах?
Реальные взгляды предпринимателей на положение дел в налоговой сфере отражает анкетирование участников «Всероссийского налогового форума», проведенное ТПП РФ. Как показали результаты опроса, 52% предпринимателей оценивают существующие налоговые условия для развития предпринимательства в стране как плохие, 45% находят их удовлетворительными. Хорошими условия для бизнеса не назвал никто.
79% респондентов уверены, что проблема налогов в ряду других проблем развития предпринимательства находится в числе важнейших. 11% назвали её основной, только 4% не отнесли её к важным проблемам.
1% опрошенных назвал нынешнюю налоговую систему социально справедливой. 29% - справедливой отчасти, 60% - несправедливой. 10% затруднились с ответом.
На вопрос о том, происходит ли снижение налогового бремени на экономику, утвердительно ответили 24%, отрицательно – 24%. 21% опрошенных считает, что снижение бремени все же есть, но только в некоторых случаях.
Также предприниматели отвечали на вопрос о том, что именно их не устраивает в налоговой сфере:
- Нечеткость, сложность, противоречивость налоговых формулировок - 73%;
- Нестабильность налоговой системы - 50%;
- Фискальная направленность налоговой системы - 49%;
- Объем бухгалтерской и налоговой отчетности - 49%;
- Низкая налоговая культура - 48%.

Позиция Минфина
Представители Минфина имеют другие взгляды на ситуацию. «Налоговая система России сильно изменилась за последние годы и, в связи с этим, многочисленные посылки доклада ТПП РФ спорны, потому что основная цель налоговой системы – обеспечение доходов государства для осуществления им, государством, своих функций», - отметил в своем выступлении на налоговом форуме замминистра финансов России Сергей Шаталов.
Шаталов упирал в своем выступлении на то, что государство взяло повышенные обязательства и несет гораздо большие расходы, в частности на пенсионное обеспечение, чем раньше. Шаталов не исключил, что государству придется прибегнуть к займам. «Снижение ставки ЕСН до 12% означало бы провал пенсионной реформы», - подчеркнул замминистра. Пути улучшения положения бизнеса Шаталов видит преимущественно в снижении инфляции и увеличения доступности кредита.
Таким образом, объединенное предпринимательское сообщество выступает в целом против налоговой политики, проводимой в России. И если пару лет назад Минфин «продавливал» собственную политику, то сегодня у предпринимателей появились все возможности влиять на решения этого и других государственных ведомств. Только вот пока не хватает единства для того, чтобы воспользоваться этим.