• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новости экономики

РБК-ТВ. 13 июля 2007

А пока я представляю нашего гостя - традиционно в этом эфире у нас присутствует экономист. Сейчас это Евгений Гавриленков главный экономист инвестиционной компании "Тройка диалог". Добрый вечер Евгений спасибо, что приняли участие в программе. И с инфляционной темой я тогда хотел бы начать наш разговор. Те цифры по инфляции, которые ну не будем сейчас затрагивать апрель и май, но хотя бы Июнь и то, что мы видим в начале Июля, как Вы считаете, можно считать, что намечается какой-то негативный, тревожный тренд, который может заставить правительство, ну если не пересмотреть прогнозы по инфляции, то, по крайней мере, не так уже уверенно говорить о том, что мы уложимся в 8%.

В: Вы смотрите программу "Рынки", в студии А. Синюрин, здравствуйте. Итак, поговорим об основных макроэкономических событиях за неделю, о той статистике, которая выходила по России, о тех высказываниях, которые были в центре внимания и обсуждались экспертами, правительственными аналитиками, чиновниками и т. д. и т. п. Не сказать, что неделя была очень насыщенная, под конец недели прозвучали интересные заявления. В пятницу Г. Греф заявил о том, что инфляция за первые 10 дней июля составит 0,3 процента, составила 0,3 процента, это уже совершившийся факт. И кроме того, глава департамента макроэкономического прогнозирования МЭРТ А. Клепоч заместитель Г. Грефа, заявил о том, что прогноз МЭРТ по инфляции на текущий месяц на июль составляет 0,7 процента. Это пожалуй первое заявление по инфляции на этой неделе, но наверное одно из самых важных, потому что все мы помним, в июне инфляция была один процент, это было много. Помню, что в июне прошлого года было 0,3 процента инфляции. Иными словами, ни апрель, ни май, и июнь этого года показывали инфляцию выше, чем месяцы прошлого года в результате в годовом пересчете она резко поднялась достигала примерно 8,5 процентов. Конечно, это много, конечно, это пугает правительство в какой-то мере. Но не столько, наверное, правительство, сколько аналитиков. Естественно, приятно то, что в июле можно ожидать инфляцию, по крайней мере, на уровне июля прошлого года. Ну, и в продолжение инфляционной темы, еще одно высказывание, которое сделал в начале недели Александр Жуков. Вице-премьер заявил о том, что в июле-сентябре, с июля по сентябрь темпы инфляции будут традиционно низкими и примерно будут на уровне тех же месяцев в 2005-2006 гг. Были у него некоторые интересные заявления и по экономике, но об этом чуть позже. А пока я представляю нашего гостя - традиционно в этом эфире у нас присутствует экономист. Сейчас это Евгений Гавриленков главный экономист инвестиционной компании "Тройка диалог". Добрый вечер Евгений спасибо, что приняли участие в программе. И с инфляционной темой я тогда хотел бы начать наш разговор. Те цифры по инфляции, которые ну не будем сейчас затрагивать апрель и май, но хотя бы Июнь и то, что мы видим в начале Июля, как Вы считаете, можно считать, что намечается какой-то негативный, тревожный тренд, который может заставить правительство, ну если не пересмотреть прогнозы по инфляции, то, по крайней мере, не так уже уверенно говорить о том, что мы уложимся в 8%.

ЕВГЕНИЙ ГАВРИЛЕНКОВ (главный экономист ИК "ТРОЙКА ДИАЛОГ"): Ну я думаю, что такая тенденция есть и я в первую очередь её связывал бы с политикой попытки придавить инфляцию в прошлом году, усиленно укрепляя рубль, причём делая это столь явно, так явно, как это делал центральный банк, фактически каждую неделю уверяя инвесторов, что вот это и есть реальная политика, которая позволит держать инфляцию, в результате мы действительно на каком-то этапе имели достаточно низкую инфляцию, но она была скорее, на мой взгляд, такая отложенная, потому что в этом году мы видим в этих условиях и в прошлом году эта тенденция тоже началась усиленный рост внешних заимствований, потому что это, безусловно, такая игра, когда Вам гарантируют укрепление национальной валюты.

ЕВГЕНИЙ ГАВРИЛЕНКОВ (главный экономист ИК "ТРОЙКА ДИАЛОГ"): Это явный сигнал тому, что деньги должны приходить сразу.

В: Но в начале года мы не видели таких высоких темпов инфляции. Наоборот, она сокращалась.

ЕВГЕНИЙ ГАВРИЛЕНКОВ: Причем с апреля началось во многом благодаря тому, что есть лаговые эффекты. Если посмотреть, как роста денежная масса, какие темпы были полтора года назад, было 36-37 процентов в годовом исчислении в начале 2006 года. Сейчас рост денежной массы около 60 процентов. Рано или поздно, конечно, этот монетарный фактор должен...

В: Правительство все время говорило о том: посмотрите, какие у нас высокие темпы роста денежной массы и тем не менее экономика переваривает эти деньги.

ЕВГЕНИЙ ГАВРИЛЕНКОВ: Она переваривает. Я честно говоря, не вижу большой проблемы: будет ли там 7,5 процента, 8, 8,5 процента.

В: Это, скорее всего, психологический момент присутствует, потому что правительство взялось удержать инфляцию в рамках 8 процентов и ответственно заявило об этом. Там уже диапазон 7-8.

ЕВГЕНИЙ ГАВРИЛЕНКОВ: Я думаю, что, конечно, мы за 8, скорее всего, выйдем. Я не вижу в этом большой проблемы. Просто это лишнее подтверждение тому, что вот эта вот политика такого укрепления рубля, ну она вот не гарантирована, что это снижает инфляцию. Это абсолютно не работает.

В: Ну укрепление рубля, это отдельная тема. Я думаю здесь еще надо в контексте с динамикой золотовалютных резервов и притока капитала в целом говорить. Об этом мы еще поговорим. Я бы хотел просто обратить внимание на то, что вот А.Жуков ведь говорит, что в июле-сентябре мы увидим темпы инфляции такие же, как в прошлом году. И еще одно интересное заявление. О нем я не говорил. Правительственные чиновники связывают высокие темпы инфляции в июне и в июле с тем, что в прошлом году чуть раньше началось снижение цен на плодоовощную продукцию. Т.е. в этом году лето, так сказать, позже наступает, т. е. вот урожай позже приходит, и мы еще увидим более низкие темпы инфляции. Как вы считаете, это можно на это рассчитывать?

ЕВГЕНИЙ ГАВРИЛЕНКОВ (главный экономист ИК "ТРОЙКА ДИАЛОГ"): Я думаю, что здесь другие факторы. Это конечно вот капля в море вот все эти эффекты. Вот прошлый год мы имели явное снижение инфляции во втором квартале. И чем это было вызвано во многом благодаря тому, что динамика расходования бюджетных средств в прошлом году во втором квартале резко замедлилась. Ну как только в конце полугодия в июне прошлого года бюджет выплеснул довольно приличную сумму. Так что за один только месяц, за один июнь, насколько я помню, денежная масса в прошлом году выросла на 6%, это незамедлительно сказалось на инфляции в июле и в августе. То есть прошлый год... Вот когда Жуков говорит о том, что в этом году мы будем иметь инфляцию похоже в последующем месяце июль, август, сентябрь на прошлогоднюю, это в общем-то высокий уровень. Потому что в прошлом году именно третий квартал, июль, август, сентябрь, показали аномально высокие темпы инфляции. У нас не было дефляции в прошлом году. В прошлом августе.

В: Ну дефляция тоже не для каждого года характерна.

ЕВГЕНИЙ ГАВРИЛЕНКОВ (главный экономист ИК "ТРОЙКА ДИАЛОГ"): Для большинства. Для подавляющего большинства лет в августе дефляция, она всегда была. Ну вот высокие темпы инфляции в прошлом году 0.7%. Для июля это много. И отсутствие дефляции в августе это результат того выплескивания денежной ...

В: Ну это политика монетарных властей, либо как бы инфляция, либо укрепление рубля. Там практически других методов борьбы вот с огромным притоком нефтедолларов, который был в прошлом году, не был у Центробанка, насколько я понимаю.

ЕВГЕНИЙ ГАВРИЛЕНКОВ (главный экономист ИК "ТРОЙКА ДИАЛОГ"): Ну на самом деле для борьбы с нефтедолларами укрепление рубля, вот такое именно укрепление рубля, о котором идет речь. То есть такое гарантированное укрепление рубля это абсолютно негодная политика.

ЕВГЕНИЙ ГАВРИЛЕНКОВ (главный экономист ИК "ТРОЙКА ДИАЛОГ"): Скажем, теоретически можно рассматривать такую ситуацию, когда идет большой поток нефтедолларов и вдруг неожиданно, негаданно вместо 20 рублей за доллар в следующий день Центробанк начинает покупать их по 15 рублей. Тогда это имеет эффект. Но когда это делается по 10 копеек каждую неделю гарантированно, тогда это провоцирует тот спекулятивный приток капитала, и не только спекулятивный, в принципе, как я уже говорил, игра в одни ворота. Когда вам гарантируют высокий доход от вложения в рубли.

В: В этом году приток капитала нельзя сказать, чтобы был спекулятивным. Здесь были совершенно отчетливые распродажи активов ЮКОСа.

Е. ГАВРИЛЕНКОВ: Я сказал не только спекулятивные. Так, что мы видим банки наращивали в прошлом году усиленно внешний долг. Это способствовало росту экономику, расширению кредитования. Но надо иметь в виду, что конечно, на каком-то этапе эти монетарные факторы, они начинают сказываться и нельзя до бесконечности наращивать темпы роста денежной массы, ожидать снижения инфляции.

В: Тяжело нашему правительству все-таки получать в прошлом году высокие цены на нефть, в этом году распродажа ЮКОСа, IPO, ВТБ и размещения Сбербанка. Никуда не денешься.

Ну, хорошо. Эту тему более, с этой темой более или менее, в общем-то, понятно. Здесь многие эксперты придерживаются разных точек зрения. Но я бы хотел обратить внимание еще на динамику промышленного производства. На следующей неделе нас ждут новые цифры по итогам первого полугодия. В этой связи интересное заявление опять-таки прозвучало из уст Александра Жукова, который говорил о том, что по итогам всего года рост промпроизводства может составить не менее 7 процентов, примерно на уровне динамики ВВП. Пока, если мне не изменяет память, МЭРТ прогнозирует рост промышленного производства 5,2 процента. Хотя за январь-май был уже 7,4. Рост промпроизводства 6,5. И, собственно говоря, МЭРТ подтверждает вот из уст Андрея Клепыча прозвучало, что МЭРТ намерен повысить свой прогноз в ближайшее время по динамике промышленного производства. Как вы считаете, это правильное, наверное, решение?

ЕВГЕНИЙ ГАВРИЛЕНКОВ (главный экономист ИК "Тройка Диалог"): Я думаю, что совершенно правильное. Я бы даже сказал, что скорее всего ВВП вырастет гораздо быстрее, чем 7 процентов. Я думаю, что даже превысит 7,5 процентов.

И промышленное производство тоже, наверное, будет близко к этим темпам, может быть, даже превысит 7 процентов. И здесь ряд причин для этого ускоренного роста. Это явное ускорение по сравнению с прошлым годом. Одно из них мы уже упоминали - рост заимствований, рост кредитования. Причем это не только ЮКОСа и то, что вы упоминали. Это в том числе и инвестиции, которые делают госкомпании внутри страны. И в этом году инвестиции растут примерно 20-процентными темпами.

В: Наверное, практически те же самые зарубежные инвестиции, только переваренные внутри страны.

ЕВГЕНИЙ ГАВРИЛЕНКОВ: По сути это заемные средства, которые используются на повышение инвестиционной активности. И это толкает вверх промышленное производство. Если посмотреть по продуктам, какие из них демонстрируют наиболее высокие темпы роста, это товары инвестиционного назначения - машиностроительные, металлургические, строительные материалы.

ЕВГЕНИЙ ГАВРИЛЕНКОВ (главный экономист ИК "ТРОЙКА ДИАЛОГ"): Скажем, теоретически можно рассматривать такую ситуацию, когда идет большой поток нефтедолларов и вдруг неожиданно, негаданно вместо 20 рублей за доллар в следующий день Центробанк начинает покупать их по 15 рублей. Тогда это имеет эффект. Но когда это делается по 10 копеек каждую неделю гарантированно, тогда это провоцирует тот спекулятивный приток капитала, и не только спекулятивный, в принципе, как я уже говорил, игра в одни ворота. Когда вам гарантируют высокий доход от вложения в рубли.

В: В этом году приток капитала нельзя сказать, чтобы был спекулятивным. Здесь были совершенно отчетливые распродажи активов ЮКОСа.

Е. ГАВРИЛЕНКОВ: Я сказал не только спекулятивные. Так, что мы видим банки наращивали в прошлом году усиленно внешний долг. Это способствовало росту экономику, расширению кредитования. Но надо иметь в виду, что конечно, на каком-то этапе эти монетарные факторы, они начинают сказываться и нельзя до бесконечности наращивать темпы роста денежной массы, ожидать снижения инфляции.

В: Тяжело нашему правительству все-таки получать в прошлом году высокие цены на нефть, в этом году распродажа ЮКОСа, IPO, ВТБ и размещения Сбербанка. Никуда не денешься.

Ну, хорошо. Эту тему более, с этой темой более или менее, в общем-то, понятно. Здесь многие эксперты придерживаются разных точек зрения. Но я бы хотел обратить внимание еще на динамику промышленного производства. На следующей неделе нас ждут новые цифры по итогам первого полугодия. В этой связи интересное заявление опять-таки прозвучало из уст Александра Жукова, который говорил о том, что по итогам всего года рост промпроизводства может составить не менее 7 процентов, примерно на уровне динамики ВВП. Пока, если мне не изменяет память, МЭРТ прогнозирует рост промышленного производства 5,2 процента. Хотя за январь-май был уже 7,4. Рост промпроизводства 6,5. И, собственно говоря, МЭРТ подтверждает вот из уст Андрея Клепыча прозвучало, что МЭРТ намерен повысить свой прогноз в ближайшее время по динамике промышленного производства. Как вы считаете, это правильное, наверное, решение?

ЕВГЕНИЙ ГАВРИЛЕНКОВ (главный экономист ИК "Тройка Диалог"): Я думаю, что совершенно правильное. Я бы даже сказал, что скорее всего ВВП вырастет гораздо быстрее, чем 7 процентов. Я думаю, что даже превысит 7,5 процентов.

И промышленное производство тоже, наверное, будет близко к этим темпам, может быть, даже превысит 7 процентов. И здесь ряд причин для этого ускоренного роста. Это явное ускорение по сравнению с прошлым годом. Одно из них мы уже упоминали - рост заимствований, рост кредитования. Причем это не только ЮКОСа и то, что вы упоминали. Это в том числе и инвестиции, которые делают госкомпании внутри страны. И в этом году инвестиции растут примерно 20-процентными темпами.

В: Наверное, практически те же самые зарубежные инвестиции, только переваренные внутри страны.

ЕВГЕНИЙ ГАВРИЛЕНКОВ: По сути это заемные средства, которые используются на повышение инвестиционной активности. И это толкает вверх промышленное производство. Если посмотреть по продуктам, какие из них демонстрируют наиболее высокие темпы роста, это товары инвестиционного назначения - машиностроительные, металлургические, строительные материалы.

АЛЕКСЕЙ УЛЮКАЕВ (заместитель председателя Банка России): Но он совершенно по-другому раскладывается между текущим и капитальным счетом, нежели это было раньше. В этом году две трети его, 67 миллиардов, это приток частного капитала и лишь 37 миллиардов, чуть больше одной трети это торговый баланс, текущий счет. Хотя еще год назад была ситуация прямо противоположная. Из 68 миллиардов прироста резервов прошлого года лишь примерно одна пятая часть приходилась на приток частного капитала, 14 миллиардов за первое полугодие прошлого года. И больше 54 миллиардов на торговый баланс.

В: Ну и вот продолжая эту тему, сразу вопрос. Во втором полугодии вряд ли уже можно ждать таких значительных инвестиций, с резервами что тогда будет.

ЕВГЕНИЙ ГАВРИЛЕНКОВ (главный экономист ИК "ТРОЙКА ДИАЛОГ"): Ну не факт, что инвестиции, я думаю, что продолжится рост инвестиций, потому что во многом эта ликвидность рублевая, которая была конвертируемая, в результате покупок Центральным банком всей этой привозимой валюты она до поры, до времени сидела на корреспондентских счетах, на депозитах в Центральном банке, коммерческих банках. В мае вот эта цифра совокупности составляла где-то 1,8 триллиона рублей, то есть это порядка 75 млрд. долларов, денег, которые не были востребованы, сейчас, когда иссякнет вот этот приток со счёта текущих операций, когда уменьшится объём занимаемых средств, вот эта ликвидность, она будет постепенно востребована и я думаю, что это поддержит рост во втором полугодии на достаточно высоком уровне, раз уж компании (крупные компании) начали инвестировать, они не могут остановиться, они не могут остановиться, вот скажем в строительстве трубопроводов, это долгосрочные прогнозы.

В: А ещё и олимпиада в Сочи и очень лакомые кусочки всевозможных проектов, которые наверняка так же будут представлять интерес для инвесторов, но к сожалению наша передача подходит к концу, я благодарю Вас за участие в передаче, у нас в Гостях сегодня был ЕВГЕНИЙ ГАВРИЛЕНКОВ, главный экономист ИК "ТРОЙКА ДИАЛОГ", на этом наша передача заканчивается, всего доброго, до свиданья.