Триллион в наследство Владимир Путин показал инвесторам преемственность курса
Впрочем, у такого курса есть и обратная сторона. О ней, в частности, говорил президент РСПП Александр Шохин на встрече предпринимателей с главой государства. Он поднял вопрос о среднем бизнесе, инвестпроекты которого недотягивают до федерального уровня. Ни министры, ни сам президент не смогли ответить Шохину на вопрос, "как будет осуществляться господдержка региональных проектов". Между тем малый и средний бизнес дает до 60% ВВП в развитых странах.
На экономическом форуме в Сочи и. о. главы МЭРТа Герман Греф ликовал: в России вторую неделю нет правительства, но это не мешает инвесторам заключать контракты на общую сумму $23 млрд. То, что эти контракты готовились еще до отставки кабинета и были лишь приурочены к форуму "Кубань-2007", — уже детали. Главное, по мнению Грефа: "Инвесторы адекватно понимают и политическую, и экономическую ситуацию в России, и тот факт, что ключевой фигурой является президент Владимир Путин".
Последнее утверждение явно не в пользу действующего главы государства. Сам Путин уже говорил, что после его ухода все должно работать "как швейцарские часы".
А это значит, что до президентских выборов задача премьер-министра Зубкова и президента Владимира Путина — выстроить механизм, в котором даже роль президента — техническая.
В рамках сочинского форума глава государства поделился с крупным бизнесом своим видением экономической составляющей этого механизма, который будет "молотить" и после его ухода.
ПО СТАРШИНСТВУ
Экономический курс последних восьми лет, который, как надеется Путин, будет продолжен как минимум до 2012 года, российский президент оценил как "либерализацию экономики". В этот термин он вкладывает создание государством "таких условий развития частной инициативы, как темпы роста экономики, последовательное снижение и подавление инфляции, баланс в укреплении национальной валюты".
Кроме того, Путин напомнил предпринимателям, что "утверждены так называемые "концессионные соглашения" и инвесторы могут эффективно использовать этот серьезный инструмент государственно-частного партнерства".
Подробную расшифровку последнего тезиса дал в своем выступлении и. о. первого вице-премьера Сергей Иванов. Он оценил в $1 трлн рынок инфраструктуры в России на ближайшие 10 лет.
А общую стоимость инфраструктурных проектов, которым уже дан старт, — в 1 трлн рублей (контракты на эту сумму уже подписаны).
Вокруг вложений в инфраструктуру и будет выстраиваться частная инициатива, о которой говорил Путин.
ИНФРАСТРУКТУРНЫЙ РОГ ИЗОБИЛИЯ
Между тем в России формированию рынков мешает отсутствие инфраструктуры. Невозможно заниматься обработкой дерева при отсутствии дорог для лесовозов. При этом строить дороги частный инвестор не готов. В такой ситуации экономический курс, который хотел бы оставить после себя Владимир Путин, предполагает активное участие государства в инфраструктуре. Этот тезис подтвердил и руководитель РЖД Владимир Якунин, который нафоруме в Сочи доказывал и. о. министра финансов Алексею Кудрину: "Вложения в инфраструктуру не вызывают инфляцию".
Соответственно, в ближайшем будущем правительство будет заниматься инвестированием и постепенной передачей инициативы в руки бизнеса.
Впрочем, триллион рублей со стороны государства — уже несколько запоздалые вложения.
По расчетам МЭРТа, ежегодно из-за инфраструктурных ограничений в электроэнергетике Россия теряет около 1,5 трлн рублей (5% ВВП).
Столько же или даже больше теряет бизнес из-за неразвитости транспортной инфраструктуры: автомобильных и железных дорог, авиасообщения.
В МЭРТе подсчитали, что если ликвидировать инфраструктурные ограничения, то на период до 2020 года в России сохранятся темпы роста ВВП в 5—6% ежегодно. Однако цена этого роста будет немалой.
Только на развитие электроэнергетики до 2020 года планируется направить более $400 млрд. ОАО РЖД до 2030 года собирается освоить около 13 трлн рублей. Гигантские суммы необходимо вложить в развитие российской трубопроводной инфраструктуры.
Около 1 трлн рублей будет в среднесрочной перспективе потрачено на строительство инфраструктуры Дальнего Востока и Забайкалья (включая массовое строительство автодорог, портов и аэропортов). Сергей Иванов на сочинском форуме заявил, что "к 2010 году мы планируем выйти на рубеж тысячи километров новых дорог, а в дальнейшем — на 10—12 тысяч километров".
ИНВЕСТИЦИИ ПРОТИВ ИННОВАЦИЙ
На многие годы вперед определены и механизмы финансирования инфраструктурных проектов со стороны государства. С одной стороны, это трехлетний бюджет, в который включены федеральные целевые программы. Задача, которая стоит перед новым кабинетом министров, — обеспечить эффективность этих вложений.
С другой стороны, экономический курс Путина — это поддержка институтов развития, в первую очередь Инвестиционного фонда и Внешэкономбанка, преобразованного в корпорацию развития.
Контракты между государством и бизнесом с использованием механизмов Инвестфонда и ВЭБа уже заключены (хотя в будущем количество компаний, получающих софинансирование из бюджета, будет расти), поэтому задача будущего — планомерно строить и осваивать бюджетные деньги. Правительство, которое со дня на день сформирует Путин и которое проработает (по крайней мере на это надеется действующий президент) как минимум четыре года, проследит за строительством и подкорректирует инфраструктурные приоритеты.
Впрочем, у такого курса есть и обратная сторона. О ней, в частности, говорил президент РСПП Александр Шохин на встрече предпринимателей с главой государства. Он поднял вопрос о среднем бизнесе, инвестпроекты которого недотягивают до федерального уровня. Ни министры, ни сам президент не смогли ответить Шохину на вопрос, "как будет осуществляться господдержка региональных проектов". Между тем малый и средний бизнес дает до 60% ВВП в развитых странах.
И именно малый и средний бизнес помогает крупному в разработке и внедрении инноваций.
Примечательно, что на сочинском форуме (в отличие от прошедшего в июне петербургского) речь об инновациях и инновационном сценарии развития до 2020 года уже не велась. Да и Сергей Иванов, когда подсчитывал темпы роста ВВП, оперировал цифрами не в 7—8%, а "около 6%". А это значит, что прорывному сценарию инновационного развития уходящий через полгода со своего поста президент предпочел стабильный экспортно ориентированный вариант развития инфраструктуры со слабыми попытками создать продукт с высокой добавленной стоимостью. Такой сценарий менее рискованный и обеспечит стабильность в стране (но не качественный рост) как минимум до выборов 2012 года.