• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Больше россиян несут с родины только китайцы

Финам.info. 25 января 2011

Согласно исследованиям Global Financial Integrity (GFI), Россия заняла второе место в рейтинге стран с наибольшим объемом незаконно вывезенного за рубеж капитала.

По данным GFI, в период 2000-2008 гг. незаконный отток капитала из России достиг 427 млрд. долл. И по общему объему незаконного вывоза капитала Россия уступает только Китаю. В целом за 2000–2008 годы незаконный вывоз капитала из развивающихся стран (рассматривалось 152 страны) увеличился с 369 млрд. долл. до 1,26 трлн. долл. Причем за 2009 г., когда кризис стал мировым, приведя к спаду деловой активности (но только не теневой), незаконная утечка капитала из развивающихся стран увеличилась, по оценке GFI, примерно еще на 2,9%. Общая сумма денег, выведенных из развивающихся стран мира за десять лет (по 2009 год включительно), превысила 7,8 трлн. долл. При этом эксперты GFI отмечают, что приведенные цифры могут быть занижены, поскольку не включают контрабанду, некоторые виды занижения стоимости товаров и обмен активами.

О наличии теневых потоков капитала из развивающихся стран косвенно свидетельствует ускоренный рост общей суммы частных вкладов в офшорах. Как утверждают эксперты GFI, с начала 1990-х годов общая сумма частных вкладов в особых банковских юрисдикциях стабильно растет примерно на 9% в год и в настоящее время достигает 10 трлн. долл., в то время как усредненный рост мирового ВВП в эти годы составлял лишь 3,9%.

К статистике нелегального оттока капитала эксперты GFI призывают относиться крайне осторожно, так как методологически верно оценить такой отток крайне сложно не только в масштабах всех развивающихся стран, но и в отдельно взятой стране. Эксперты GFI проводили расчеты, основываясь на двух моделях. Первая – «остаточная» модель Всемирного банка на основе платежного баланса (Change in External Debt, CED), по которой подсчитывается приток капитала в страну (прирост внешнего госдолга и приток чистых прямых иностранных инвестиций) за вычетом его официально зарегистрированного использования (дефицит счета текущих операций и прирост международных резервов). Разница межу притоком капитала и его использованием и показывает незаконный вывод средств. Вторая модель базируется на расчете искажения таможенной стоимости товаров (Gross Excluding Reversals, GER). В этом случае экспорт и импорт отдельной страны сопоставляется, соответственно, с импортом и экспортом стран-торговых партнеров с поправкой на страхование и транспортировку. В случае расхождения данных - завышения импорта и занижения экспорта – за рубежом аккумулируются ресурсы, часть которых и составляет нелегальный отток капитала. Для повышения достоверности расчетов в обеих моделях используются два фильтра – продолжительность нелегального оттока капитала должна проявляться на большей части временного горизонта анализа, а его величина должна превышать 10% экспорта. В результате двухступенчатой фильтрации или «нормализации» отток капитала несколько снижается.

Основной канал нелегальной утечки капитала за период 2000-2009 гг. — искажение таможенной стоимости товаров, на долю которого пришлось около 55% оттока капитала развивающихся стран, хотя эта доля из года в год снижается и в 2009 г. составила менее 44%. Это основной способ утечки капитала из Китая, а также в Мексике. Для экспортеров нефти, в том числе России, характерны другие способы вывода средств. Это взятки, воровство, откаты и уклонение от уплаты налогов. Кроме России такие виды вывода денег пользуются популярностью в Кувейте, Нигерии, Катаре, Саудовской Аравии, ОАЭ и Венесуэле. Но в отличие от них, доля России в общем выводе средств в последние годы значительно выросла вслед за ценами на нефть – с 7% в 2005 г. до 16% в 2008 г.

Однако анализируя объемы нелегального оттока капитала, особенно за длительный период и для различных стран, необходимо абсолютные показатели сопоставлять также с масштабами экономики, что и было сделано. Это позволило специалистам Центра развития Национального исследовательского университета Высшей школы экономики получить достаточно интересные выводы:

1. Интенсивность нелегального оттока капитала из развивающихся стран с 2004 г. стабилизировалась на уровне 7,3-7,8% совокупного ВВП, хотя еще в начале 2000-х годов не превышала 6%. В условиях кризиса отток капитала находился на верхней границе этого узкого диапазона, что не удивительно - интенсивность бегства капитала связана не только с притоком нефтедолларов и ростом экономики, но и с институциональными проблемами. Из анализа данных хорошо видно, что интенсивность нелегального оттока капитала заметно выше в странах с авторитарным (клановым) правлением или в странах, подверженных политическим кризисам.

2. Тройка лидеров по нелегальному оттоку капитала в абсолютном выражении (Китай, Россия и Мексика) за период 2000-2008 гг. в ТОП-20 по интенсивности оттока (относительно масштабов экономики) занимают места во втором десятке, тогда как в тройку лидеров попали Кувейт, Катар и, что самое любопытное, Казахстан, за которыми следуют Малайзия, ОАЭ, Нигерия, Филиппины, Саудовская Аравия, Венесуэла и Украина, которая оказалась в конце первой десятки. При этом в кризисном 2008 г. «соотношение сил» заметно изменилось.

3.Реальный сектор, который в основном и является каналом устойчивого вывоза капитала в развивающихся странах, очень сильно реагирует на изменения условий ведения бизнеса. Так, в условиях экономического роста в период мирового кризиса китайские компании постепенно снижали интенсивного нелегального оттока капитала (в 2008 г. – до 8% ВВП против 13% в 2004 г.). В противоположность этому, резкий спад российской экономики и переход на интенсивное ручное управление заметно усилил бегство капитала из России, доля которого возросла до 12% ВВП в 2008 г. против 4-8% в предыдущие годы.