• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Предпринимателями в России становятся вынужденно

РБК daily. 20 января 2011

Профессор кафедры экономической социологии Александр Чепуренко: "Негативные последствия кризиса, которые носят пролонгированный характер, оказались ещё более тяжелыми для ряда предпринимателей, чем его острая фаза".

По данным проекта «Глобальный мониторинг предпринимательства» за 2010 год, в настоящее время 250 млн человек в возрасте от 18- до 64 лет активно включены в процесс создания или развития новых бизнесов в 59 странах мира. В России часто предпринимателями становятся вынужденно, и в 2010 году, вопреки разговорам о выходе из кризиса, доля вынужденных предпринимателей продолжила расти.

Опубликованный отчет «Глобального мониторинга предпринимательства 2010» (Global Entrepreneurship Monitor, GEM) констатирует, что приблизительно 63 млн. из так называемых ранних предпринимателей (т.е. лиц, находящихся на разных стадиях создания или развития нового бизнеса) предполагают, что в течение ближайших пяти лет создадут по меньшей мере 5 новых рабочих мест. А 27 млн. ожидают даже, что им удастся по прошествии 5-летнего срока дать занятость более чем 20 новым сотрудникам. Потенциальный вклад предпринимательства в создание новых рабочих мест во всем мире окажет важное воздействие на экономический рост.

Исследование GEM 2010 года, в рамках которого было опрошено более 175000 чел. и свыше 3000 национальных экспертов в 59 странах мира, было посвящено изучению того, как протекает борьба с последствиями кризиса 2008–2009 гг., - в условиях, когда ряд стран проводят масштабные реформы для стабилизации своей экономики.

Так, например, исследование GEM 2010 показало, что в Ирландии, одной из наиболее пострадавших от кризиса стран Европейского Союза, население ощутило сокращение возможностей для предпринимательского старта еще в 2007 г. – за год до высшей фазы кризиса. Многие из тех, кто создавал бизнес в Ирландии, терпели неудачу уже за несколько лет до кризиса, и теперь гораздо меньшее количество людей стремится начать новый бизнес в условиях рецессии. «В то же время, - по мнению Нильса Босма, одного из авторов отчета, - значительное число опрошенных предпринимателей видит открывающиеся новые возможности для бизнеса в условиях рецессии. Поэтому реакция предпринимателей на кризис очень разноречива, а господствующий тренд зависит от национального контекста».

Влияние национального контекста постаралась оценить группа российских исследователей из Лаборатории исследований предпринимательства Национального исследовательского университета - Высшей школы экономики, которая представила исследование «Предпринимательский потенциал российского общества», базирующееся на методологии GEM.

Так, по их наблюдениям, последствия кризиса в России проявились в изменении тренда основных статистических показателей малого предпринимательства и в корректировке мотивационной структуры ранней предпринимательской активности, субъективных оценок предпринимателями условий для начала бизнеса и его развития.

В 2010 г. доля предпринимателей, на чье решение закрыть бизнес большое влияние оказал кризис, увеличилась. По мнению научного руководителя исследовательской группы из НИУ-ВШЭ Александра Чепуренко, негативные последствия кризиса, которые носят пролонгированный характер, оказались ещё более тяжелыми для ряда предпринимателей, чем его острая фаза.

Кризис изменил структуру источников финансирования стартапов. Уменьшились возможности профинансировать запуск бизнеса из средств предпринимателя и членов его семьи, а равно и из внешних неформальных источников. Выросли намерения привлечь средства финансовых организаций и в особенности - государственных программ поддержки предпринимательства.

Накануне кризиса (2008г.) доля добровольных предпринимателей была максимальной за весь период наблюдения (72%). На пике кризиса в 2009 г. статистически значимо увеличилась доля вынужденных предпринимателей (на 10% по сравнению с 2008 г.). На этапе стабилизации (2010 г.) продолжился рост числа вынужденных предпринимателей (до 36%) и снижение числа добровольных предпринимателей (до 60%). Причем женщины чаще мужчин становятся вынужденными предпринимателями.

Ухудшение мотивационной структуры предпринимательства уменьшает его потенциал как фактора экономического роста, пишут авторы исследования. В дальнейшем стабилизация рынка труда будет способствовать оттоку вынужденных предпринимателей из бизнеса, даже вопреки улучшению условий ведения бизнеса,  считают авторы отчета.