• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Антимонопольщики ищут сговор, покупатели — виноватых

Известия. 2007. № 188. 15 октября

Главный экономист компании "Тройка Диалог" Евгений Гавриленков считает силовое давление на цены неэффективным.

— Хотел бы процитировать последнюю книгу бывшего главы Федеральной резервной системы США Алана Гринспена, — единственное, что вызывает инфляцию, — это избыточные расходы правительства, — рассуждает Гавриленков. — В России эти расходы растут со скоростью 30% в год. Поэтому инфляция не может быть низкой.

Федеральная антимонопольная служба начала беспрецедентную проверку по факту предполагаемого ценового сговора между сельхозпроизводителями и оптовиками. У крупнейших компаний затребовали документы об объемах реализации и отпускных ценах, себестоимости и рентабельности. Итоги проверок будут направлены в Генпрокуратуру. Между тем эксперты, опрошенные "Известиями", по-разному оценивают эффективность этих мер.

— Через месяц мы сможем сказать, насколько рост цен, произошедший в последнее время, зависит от согласованных действий компаний на продовольственных рынках, — заявил в субботу глава ФАС Игорь Артемьев. По его словам, около четверти случаев роста цен в стране "связано с нарушениями антимонопольного законодательства со стороны производителей сельхозпродукции и ее оптовых покупателей".

— Федеральная антимонопольная служба сейчас проводит соответствующие проверки на предмет их сговора, — рассказал "Известиям" Артемьев. — Пятнадцати компаниям грозят штрафные санкции. Они могут составить от 1 до 15% от годовой прибыли за прошлый год.

Первыми в поле зрения ФАС попали компании, производящие молочные продукты и растительное масло. В адрес шести крупнейших производителей молока ("Компания Юнимилк", "Кампина", "Вимм-Билль-Данн Продукты Питания", "Данон", "Эрман", "Пармалат МК") уже направлены запросы. Объясняться перед антимонопольщиками придется также четырем компаниям, производящим подсолнечное масло: "Бунге СНГ", "Юг России", "ЭФКО продукты питания" и WJ. Эти производители занимают на своих рынках долю, превышающую 60%.

Небольшим региональным компаниям, судя по всему, тоже не удастся избежать проверок. Так, например, ФАС уже потребовала от Брянского молочного завода снизить цены. В результате антимонопольного разбирательства выяснилось, что производитель приобретал сырье и продавал продукцию всего через двух посредников. В результате жители Брянска вынуждены были покупать молочные продукты по цене на 25—30% выше, чем в среднем по Брянской области.

По словам Артемьева, антимонопольные дела сейчас возбуждены в отношении 15 компаний, а проверки по повышению цен идут по всей стране. Но будут ли они действенными? Этот вопрос мы задали экспертам.

— Недостаток конкуренции на продовольственных рынках — важная составляющая высокой инфляции в России, — считает главный экономист Deutsche UFG Ярослав Лисоволик. — Поэтому государству, конечно, необходимо активизировать борьбу с монополизмом, особенно на региональном уровне. Но нужно также, чтобы не было административных перегибов.

В свою очередь, главный экономист компании "Тройка Диалог" Евгений Гавриленков считает силовое давление на цены неэффективным.

— Хотел бы процитировать последнюю книгу бывшего главы Федеральной резервной системы США Алана Гринспена, — единственное, что вызывает инфляцию, — это избыточные расходы правительства, — рассуждает Гавриленков. — В России эти расходы растут со скоростью 30% в год. Поэтому инфляция не может быть низкой.