• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

ВТБ выходит на дорогу И другие инфраструктурные проекты

РБК daily. 14 декабря 2007

Главный экономист ИК "Тройка Диалог" Евгений Гавриленков также считает участие в финансировании российской инфраструктуры одной из приоритетных инвестиционных стратегий. "Доход может быть наиболее серьезным по сравнению с инвестированием в менее значимые для страны проекты, — считает г-н Гавриленков. — Инфраструктурные инвестиции будут опережать рынок. В этой связи, думаю, объем прямых государственных и частных инвестиций к 2010 году реально будет больше, чем 200 млрд долл".

Источник РБК daily, близкий к группе ВТБ, сообщил, что к 2012 году банк планирует стать одним из лидеров рынка инфраструктурного финансирования: доля на нем составит порядка 5%. По его словам, ВТБ намерен не только кредитовать крупнейшие проекты на основе государственно-частного партнерства (ГЧП), но и активно приобретать контрольные пакеты компаний, занятых на инфраструктурных проектах.
По словам источника РБК daily, близкого к группе ВТБ, стратегия развития ее инвестиционно-банков­ского бизнеса предусматривает активное участие банка в "спонсировании инфраструктурных проектов", которые запускаются на основе ГЧП. Он подчеркнул, что, по оценкам западных экспертов, только в ближайшие три года объем частных и государ­ственных прямых инвестиций в инфра­структуру России составит около 200 млрд долл.
"Банк будет входить в капитал ГЧП-компаний, причем его участие в нем будет существенным (более 50%), — заявил источник. — Благодаря этому банк будет контролировать сам проект, а также получать мандаты на организацию выпуска облигаций, различных деривативов, на заемное финансирование. Немаловажен и тот факт, что вложение в акции ГЧП-компаний менее рисковы, чем в бумаги частного сектора, поскольку гарантом проектов выступает государство".
По оценке группы ВТБ, добавил наш собеседник, такая стратегия позволит банку заработать до 8% от объема част­ного финансирования, причем это без учета кредитной маржи.
Группа ВТБ рассчитывает получить в 2012 году до 200 млн долл. комиссионного дохода от операций долгосрочного финансирования. "Главный источник дохода ВТБ видит в приросте стоимости акций ГЧП-компаний и последующей их продаже, — подчеркнул источник РБК daily, близкий к группе ВТБ. — Как правило, в момент завершения проекта стоимость акций таких компаний подскакивает в два-три раза".
Такие проекты интересны ВТБ еще и тем, что здесь ему мало кто сможет составить конкуренцию. "Только Банк развития и Сбербанк, — отметили в банке. — Остальные банки ограничены объемом собственного капитала. ВТБ вдобавок имеет возможность подключить к участию в проектах целый ряд международных строительных компаний, например Vinci".
В ВТБ отказались официально прокомментировать РБК daily планы по инфрастуктурному финансированию, в то же время напомнили, что в VTB Bank Europe недавно была создана группа инфраструктурного капитала, управляющим директором которой назначен Маруш Хак, а исполнительным директором — Андрей Киселев.
По мнению гендиректора УК "Ингосстрах-Инвестиции" Валерия Петрова, уже сейчас очевидно, что государство инвестирует в инфраструктурные проекты (ЖКХ, нанотехнологии, строительство олимпийских объектов и т. д.) около 1 трлн руб.; еще столько добавит частный бизнес, участвующий в реализации таких проектов. "Итого получается как минимум около 2 трлн руб., — отметил г-н Петров. — Судя по опыту уже действующих госкорпораций, их стоимость с момента создания по сегодняшний день выросла в разы. Поэтому стратегия, предполагающая покупку акций или доли в таких компаниях на начальном этапе для их последующей продажи по завершении проекта, представляется интересной". Впрочем, как отметил Валерий Петров, пока непонятно, какие госкорпорации будут выходить на IPO и будет ли при этом продаваться контрольный пакет.
Главный экономист ИК "Тройка Диалог" Евгений Гавриленков также считает участие в финансировании российской инфраструктуры одной из приоритетных инвестиционных стратегий. "Доход может быть наиболее серьезным по сравнению с инвестированием в менее значимые для страны проекты, — считает г-н Гавриленков. — Инфраструктурные инвестиции будут опережать рынок. В этой связи, думаю, объем прямых государственных и частных инвестиций к 2010 году реально будет больше, чем 200 млрд долл".