• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Вопрос, конечно, интересный

Рязанские ведомости. 29 января 2009

Рассуждая об утечке мозгов за рубеж, ректор Высшей школы экономики (Москва) Ярослав Кузьминов утверждает: "У нас нет крепостного права, и каждый человек, по крайней мере, с конца 80-х годов, совершенно свободен в своем выборе, где ему жить и где работать. Можно придумать и такой ответ: давайте людей хуже учить, чтобы они не уехали".

Что нужно сделать для того, чтобы молодые специалисты оставались работать в российской науке?

Этот вопрос мы задали проректору по научной работе РГРТУ, доктору технических наук, профессору Сергею Николаевичу Кириллову. И вот что услышали в ответ:

— Прежде всего, необходимо поднять престиж науки и, в первую очередь, увеличить заработную плату научных сотрудников. Последнее время в рамках инновационных программ это пытаются сделать. Например, мы в университете доплачиваем молодым ученым по пять тысяч рублей. Но, думаю, этого явно недостаточно.

Проблема, что называется, лежит на поверхности. Помимо материальной стороны дела, обычно обращают внимание на два фактора: изменение системы управления наукой (на Западе, как известно, исследовательская наука сосредоточена в университетах) и политическая стабильность в стране.

Рассуждая об утечке мозгов за рубеж, ректор Высшей школы экономики (Москва) Ярослав Кузьминов утверждает: "У нас нет крепостного права, и каждый человек, по крайней мере, с конца 80-х годов, совершенно свободен в своем выборе, где ему жить и где работать. Можно придумать и такой ответ: давайте людей хуже учить, чтобы они не уехали. Ведь в 90-х годах из России уехали 800 тыс. лучших специалистов, и ни один из них не имел степени бакалавра. Сегодня в России качество высшей школы трагически упало, — продолжает Ярослав Кузьминов. — Наука почти ушла из университетов, сегодня только 16 процентов преподавателей высшей школы ведут исследования".

Ученый с мировым именем Михаил Шифман, работавший в Институте теоретической и экспериментальной физики РАН, с 1990 года — профессор Института теоретической физики Университета штата Миннесота (США), отвечает на этот вопрос так:

— Наукой должны заниматься не только Москва и Петербург. Исследовательские группы обязательно должны быть в каждом университете страны. Необходимо также сочетать с занятиями наукой преподавание. Но этот шаг — качественное развитие исследований в каждом российском университете — не требует финансовых затрат, он требует изменения кадровой политики. При разумном подходе даже без больших средств можно поддерживать высокий уровень исследований. И в этом смысле у России широкие резервы, которые мало используются.