• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Либо мы, либо нацисты Национальная нетерпимость в России может стать необратимым явлением

Новые известия. 2007. № 5. 16 января

...Председатель фонда аналитических программ "Экспертиза" Марк Урнов говорит, что многие партии так или иначе будут играть на теме "вставания России с колен и возрождения России как великой державы". "Не исключаю, что некая часть нашей властной элиты просто захочет слегка дестабилизировать ситуацию", – сказал г-н Урнов...

Правозащитники говорят о том, что преступления на националистической почве в нашей стране совершаются так часто, что уже превратились в страшную обыденность. По данным аналитиков центра "Сова", за прошедший год от нападений на почве расовой ненависти пострадало 520 человек, 54 из которых убиты. Вместе с тем эксперты предупреждают, что на приближающихся выборах в Госдуму политики вновь будут использовать национальную тему. И это может привести к самым непредвиденным последствиям.

Правозащитники полагают, что количество преступлений на националистической почве не только не уменьшится, а наоборот, будет расти. "По нашей статистике, в день нападают на одного-двух человек по России, и это только то, что мы знаем, – рассказала "НИ" заместитель директора центра "Сова" Галина Кожевникова. – Нападения стали обыденностью. Их будет больше, потому что нет никаких причин для их снижения. Зато эти преступления: ужесточаются. в ход идут уже взрывчатка и огнестрельное оружие".
Представители национальных диаспор считают, что в этой ситуации власть и правоохранительные органы не принимают адекватных мер по отношению к националистическим организациям. "Столько времени благодушно взирать, пока они обрели организационные формы, материальную базу, – это явная недооценка той опасности для страны и народа, которая от них исходит, – сказал "НИ" вице-президент Союза армян России Гегам Халатян. – Некоторые политики, стремясь набрать дешевые очки, потакают националистам". По его мнению, на протяжении многих лет насилие, основанное на националистическом экстремизме, не получало не только должной политической оценки, но и правовой. Случаи нападения на националистической почве чаще стараются переквалифицировать в хулиганство. "Я сам видел, как следователь пишет прокурору представление о возбуждении уголовного дела по мотивам национальной ненависти, а прокурор накладывает резолюцию: "Не вижу оснований, допросите еще раз. Наверняка они и с русскими дрались". Спросите любого 18-летнего пацана, дрался ли он с русскими. Дрался. И вот, пожалуйста, вам вывод: а он вообще драчун, и при чем тут национализм?
На самом деле, если при этом у него башка бритая, а на руке свастика, то ясно же, что это не обычное мальчишеское хулиганство".
Чем ближе выборы, тем активнее будет разыгрываться национальная тема, причем самыми разными силами. Многие политики активно сотрудничают с представителями различных националистических организаций. Так, совсем недавно вице-спикер Госдумы Сергей Бабурин не исключил, что его партия, "Народная воля", будет сотрудничать на выборах 2007 года с Движением против нелегальной иммиграции (ДПНИ).
Галина Кожевникова отмечает, что если праворадикальные группы прямо используют националистическую пропаганду, то умеренные и провластные партии предпочитают завуалированную риторику. Начиная от рассуждений о своем и чужом народе, традиционных и не традиционных ценностях, и так далее. "Националистическая риторика умеренных политиков является ответом на социальный запрос со стороны общества, – считает г-жа Кожевникова. – Социологические опросы показывают, что у нас уровень нетерпимости выше 50%, и понятно, что игнорировать этот запрос политики не будут, потому что они у нас не стратеги, а тактики. А что будет на выходе, их не интересует".
Председатель фонда аналитических программ "Экспертиза" Марк Урнов говорит, что многие партии так или иначе будут играть на теме "вставания России с колен и возрождения России как великой державы". "Не исключаю, что некая часть нашей властной элиты просто захочет слегка дестабилизировать ситуацию", – сказал г-н Урнов. Галина Кожевникова также уверена, что к выборам власть может предложить гражданам своеобразную альтернативу: либо мы, либо нацисты.
Таким образом, с одной стороны, политики будут подогревать ситуацию, а с другой – от уличных националистических организаций можно ожидать роста насилия. "Такого рода игры опасны тем, что рано или поздно джинн, вышедший из бутылки, отказывается влезать в нее обратно, – предупреждает Марк Урнов. – Представления о том, что можно и нельзя, потихоньку начинают смещаться. Может в результате случиться так, что при обострении конкурентной борьбы группировок, стоящих над партиями, все это сместится в такую разнузданную националистическую фразеологию, что страна заживет в ином психологическом климате".