• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Врачи в автономном плавании

Известия. 24 июня 2010

Закон о трех типах бюджетных учреждений, который вступит в действие с 2011 года, многих напугал. Растолковать, что конкретно изменится, "Известия" попросили заведующего кафедрой управления и экономики здравоохранения Государственного университета - Высшей школы экономики (ГУ - ВШЭ) Сергея Шишкина

Закон о трех типах бюджетных учреждений, который вступит в действие с 2011 года, многих напугал. Не превратит ли разделение поликлиник и больниц на казенные, бюджетные и автономные нашу медицину исключительно в платную? Растолковать, что конкретно изменится, "Известия" попросили заведующего кафедрой управления и экономики здравоохранения Государственного университета - Высшей школы экономики (ГУ - ВШЭ) Сергея Шишкина .

известия: Сергей Владимирович, обоснованны ли наши опасения?

 Сергей Шишкин: Я их не разделяю. Вопреки тому, что утверждают многие "алармисты", закон вовсе не легализует платные услуги и не замещает бесплатную медицину платной. И в замыслах этого не было.

 и: Тогда откуда эти страхи?

 Шишкин: Похоже, здесь сработал эффект нашего традиционного двоемыслия. Государство гарантирует нам бесплатную медицину, но все знают, что с населения деньги берут и в кассу, и "в карман". И это уже вошло в традицию, многие и сами готовы платить, но одновременно все считают, что государство обязано обеспечить бесплатную медицину. И когда появляется новый закон, то по привычке в нем многие ищут иной, "тайный" смысл. Но этот закон вовсе не о платных услугах, а о правах и ответственности медицинских учреждений.

 и: Значит, все останется по-прежнему. В чем тогда смысл разделения на три формы?

 Шишкин: В том, чтобы для разных условий, в которых действуют учреждения социальной сферы, подобрать оптимальные сочетания прав, ограничений и ответственности за результаты работы. Все медицинские учреждения по-прежнему будут выполнять государственное задание по предоставлению бесплатной медицинской помощи и не имеют права отказаться от этого. Но бюджетное финансирование будет привязано к его выполнению.

 и: Как именно они будут получать бюджетные средства?

Шишкин: Сейчас эти средства выделяются четко по статьям сметы, составленной накануне. В казенных так и останется, а вот бюджетные и автономные деньги будут получать не по смете, а в виде субсидий. Сумел распорядиться ими разумно: задание выполнил да еще и сэкономил - молодец! Но в законе однозначно определено, что размеры финансирования будут не меньше, чем в 2010 году.

и: Кто и как будет делить учреждения на три формы?

Шишкин: Выбирать форму будет учредитель. Если речь о федеральных учреждениях, это может быть Минздравсоцразвития, или Российская академия медицинских наук, или ведомство. На местах - региональные или муниципальные органы власти. Все психиатрические больницы, лепрозории и противочумные станции обязательно станут казенными. Кто еще - определят опять же учредители. Казенные смогут оказывать и платные услуги, если учредитель не возражает. Но эти деньги автоматически будут зачисляться в бюджет, и никаких экономических стимулов их зарабатывать не будет. Все остальные станут бюджетными, а статус автономных смогут получить, если учредитель и трудовой коллектив совместно примут такое решение.

 и: А бюджетным и автономным зарабатывать на платных услугах станет выгодно?

 Шишкин: Да, у них стимулы заработать будут сильнее, чем у казенных, но в общем не сильнее, чем сегодня у всех медицинских учреждений. Ставить вопрос о запрете платных услуг в государственных учреждениях нереалистично. Но об их упорядочении, об определенных рамках позаботиться необходимо, и закон именно в этом направлении и работает. В долгосрочной перспективе, по мере увеличения финансирования, конечно, лучше было бы вывести платные услуги в отдельные учреждения.

 и: Закон позволит медикам зарабатывать, а как они смогут тратить заработанное?

 Шишкин: Бюджетные учреждения - с определенными ограничениями. А автономные смогут закупать все необходимое для работы без сложных конкурсных процедур - там, где захотят.

 и: Нет ли здесь новой лазейки: захочу - куплю у "друга Васи" по завышенной цене и получу откат?

 Шишкин: Да, более широкие права - это и более высокие риски. Вот почему в автономные учреждения переводить стоит лишь те, которые заслужили доверие своей предыдущей работой. Кроме того, на них будут созданы наблюдательные советы - еще одна форма контроля.