• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Персона Грата

Радио России. 29 ноября 2010

Гость программы «Персона Грата» — директор Института социальной политики и социально-экономических программ Высшей школы экономики Сергей Смирнов.

— Мы говорим, что Россия стала неотъемлемой частью глобального мира, можно ли это отнести к социальной политике, которая проводится в родной стране?

— Безусловно, да. Другое дело, какие успехи у этой политики. Вы сами видите, что по многим направлениям, мы, к сожалению, отстаем. На прошлой неделе президент Медведев затронул проблему ЖКХ. Это, действительно, острая проблема, так как каждый из нас имеет ту или иную крышу над головой. Это — проблема, которая волнует около 140 миллионов человек, проживающих на территории РФ. Тех же 140 миллионов человек волнует проблема сохранности их здоровья и то, как они будут лечиться. Я всем желаю крепкого здоровья и долгих лет жизни, но, так или иначе, наступают в жизни страховые случаи, связанные с нашими заболеваниями, когда приходиться хоть раз в жизни обращаться к врачу. Даже помимо своей воли, когда мы находимся в грудном возрасте. И еще одна проблема, которая охватывает десятки миллионов россиян, это — проблема пенсионного обеспечения. Не все из нас доживают, к сожалению, до пенсионного возраста. У нас около 35 миллионов пенсионеров в стране.

— Маленький гражданин идет в школу. При этом в сфере образования, и базового, и вузовского, происходят тектонические изменения, которые не очень понятны родителям и не очень воспринимаются многими профессионалами. Не пугает Вас такая неопределенность и неприятие?

— Не столько это — неопределенность и неприятие, сколько выбор между двумя моделями. Моделью, которая практиковалась, хорошо или плохо с точки зрения образования, в Советском Союзе, когда была полиуниверсальность, некая ориентированность на энциклопедичность знаний. Вторая модель, которая, на мой взгляд, способствует более эффективному разделению труда в человеческом обществе — очень узкая специализация. Это как раз то, на что ориентировано американское образование. Вы получаете образование и становитесь человеком, который разбирается в конкретной области. Вы — уникальный специалист. Если судить по каким-то конечным результатам, мне кажется, что, все-таки, с точки зрения технологий и технологического прогресса, такая система образования оказалась более эффективной. Но если вводить какую-то гуманитарную составляющую, то здесь, по-моему, однозначных ответов нет. И, собственно говоря, все эти споры в СМИ разгораются на тему, сохранать или не сохранять старую систему, которая, действительно, была замечательной...

— То есть мы стали догонять тех, кто проявил себя лучше за всю мировую историю.

— За прошедшие 20 лет реформ в нашей стране к образованию обратились всерьез во второй половине 90-х годов, в том числе Высшая школа экономики и многие другие ведущие вузы страны. А потом мы на десять лет отстали...

Интервью полностью слушайте в аудиофайле