• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

ЖКХ убивает конкуренцию и умирает без нее

Daily Journal. 10 декабря 2010

Директор Санкт-Петербургского филиала ГУ-ВШЭ Александр Ходачек о жилищно-коммунальном хозяйстве в России.

С 1 января 2011 года тарифы на ЖКХ повысятся. К этому все привыкли, равно как и к низкому уровню услуг коммунального хозяйства.

Жилищно-коммунальное хозяйство в России представляет особую сферу экономики, которая осталась в стороне от преобразований. В результате консервации старых социалистических принципов организации работы, развития новых экономических отношений в других отраслях сфера ЖКХ стала постепенно приходить в упадок.

Попытки приступить к ее реформе начали предпринимать лишь со второй половины 90-х годов. На федеральном уровне была разработана Концепция реформирования жилищно-коммунального хозяйства (1997 год), целью которой стал перевод жилищно-коммунального хозяйства на рыночные, социально ориентированные принципы функционирования для обеспечения населения необходимым качеством и количеством жилищно-коммунальных услуг. Предполагались демонополизация, развитие конкуренции и малого предпринимательства, снижение затрат на производство услуг, совершенствование ценообразования и повышение качества обслуживания.

Однако не было четкой позиции по принципиальным вопросам. Определив общие подходы реформирования жилищно-коммунального хозяйства, федеральный центр возложил на регионы СЗФО обязанности по их реализации, предоставив последним достаточно широкую свободу действий. И в большинстве регионов вся реформа свелась к повышению тарифов. На базе жилищных контор и управлений появились государственные и муниципальные унитарные предприятия. Функции заказчика и подрядчика разделились, для чего на месте одного старого образовывалось два новых предприятия. В условиях хронической убыточности отрасли это нововведение не только не способствовало демонополизации жилищно-коммунального хозяйства, но и привело к увеличению бюджетных расходов на величину НДС.

Ситуация в жилищно-коммунальном хозяйстве становилась хуже с каждым годом. В условиях почти абсолютной монополизации рынка услуг ЖКХ и хронического недофинансирования росли неплатежи, падало качество услуг, из-за износа инженерных сетей выросла аварийность. Произошло увеличение доли расходов региональных бюджетов, направляемых для финансирования ЖКХ.

Тарифная политика в сфере жилищно-коммунального хозяйства привела к абсурдным последствиям: региональные и муниципальные бюджеты дотируют разницу между фактической стоимостью услуг и установленной, исходя не из принципов социальной справедливости, а из количества метров квартиры. Чем больше квартира, тем большая сумма выделяется из бюджета на ее содержание. Таким образом, основная часть финансирования ЖКХ, выделяемая из бюджетов, идет не на поддержку социально незащищенных слоев населения, а на льготы для состоятельной части граждан — владельцев больших квартир. Попытки ввести обязанность по оплате полной стоимости услуг жилищно-коммунального хозяйства для собственников двух и более квартир также не увенчались успехом.

Приватизация жилья не инициировала эффективных форм управления домовладениями. Формирующиеся на базе кооперативных и вновь построенных домов товарищества собственников жилья занимают пока незначительную долю рынка жилищно-коммунального хозяйства в СЗФО.

Административный механизм управления жилищным сектором экономики, отсутствие экономической заинтересованности строительных, ремонтно-эксплуатационных организаций в результатах своей деятельности привели к серьезным негативным последствиям и деформациям в жилищном секторе. Произошло снижение качества жилищного фонда и ухудшение условий его эксплуатации.

Объемы ветхого и аварийного жилищного фонда увеличились, часть населения России, а именно 2 млн человек, живут в ветхом и аварийном жилищном фонде. Минимальный износ жилищного фонда составил в 2009 году 60,2%. Износ, требующий ремонта либо модернизации, имеет 36% жилищного фонда. Физическое выбытие жилищного фонда составляет от 15 до 20% от объемов нового жилищного строительства. Износ коммунальной инфраструктуры составляет более 60%.

Реформирование жилищно-коммунального хозяйства должно стать единым комплексом правил игры, как на территории субъектов, так и на всех уровнях власти, начиная от федеральной власти до муниципальных образований и граждан, самостоятельно управляющих жилищным фондом.

Одной из основных задач реформирования жилищно-коммунального хозяйства является рационализация и снижение издержек на покупку услуг жилищно-коммунального хозяйства, удовлетворяющих определенным качественным параметрам.

Необходимо совершенствование структуры управления жилищно-коммунальным хозяйством. Начиная с разграничения функций, связанных с жилищным фондом и закрепленных непосредственно за собственником (функции реализации прав собственности и функции управления), переход на договорные отношения между заказчиком и подрядными жилищными организациями любой организационно-правовой формы. Важную роль в жилищно-коммунальной реформе должна сыграть новая система оплаты жилья.

Еще одно направление развития ЖКХ, повышения качества услуг, — создание конкурентной среды, то есть введение конкурсного обслуживания и управления муниципальным и частным жилищным фондом. Срок действия договора управления при конкурсном отборе должен быть не менее 3 лет.

За последние 10–11 лет тарифы на жилищно-коммунальные услуги существуют отдельно от реальных возможностей оплаты в сфере ЖКХ. Нынешняя система ценообразования, основанная на затратных принципах формирования тарифов и ограничении рентабельности предприятий — поставщиков услуг, не заинтересовывает коммунальные предприятия в снижении издержек.

Тарифы должны основываться на единой методологической основе, позволяющей учесть индивидуальные особенности каждого предприятия, поставщика услуг, независимо от формы собственности.