Опрос и предложение
Первый проректор, заведующий кафедрой экономической социологии ГУ-ВШЭ Вадим Радаев: "Все наши ведущие социологи не имеют базового образования. Мы пришли из экономики, философии, психологии или истории. Это делает социологию интересной, но одновременно порождает разногласия".
Формально социология — это наука об обществе, но в реальности поле деятельности социологов в основном маркетинг, реклама и PR. и хотя студенты профильных факультетов порой бунтуют против странностей своего образования, оно все же дает навыки сбора и обработки информации, применимые в разных сферах бизнеса.
"Сделаем социологию" — так говорят в организациях, имея в виду проведение опроса общественного мнения. Но если насчитать, что 57% опрошенных думают так, а 32% — иначе, и не объяснить разницу в процентах, то эти цифры чаще всего никому не нужны. Профессиональный социолог тем и хорош, что может теоретически обосновать полученные результаты. Впрочем, как заметил в беседе с корреспондентом "Денег" один опытный социолог, "если накрутить методологические рассуждения, никто их проверять не будет".
Поэтому на рекрутерских сайтах практически невозможно встретить объявление: "Требуется социолог". При этом социолог с престижным вузом за плечами без работы наверняка не останется. Карьеру можно сделать как на госслужбе, так и в частном исследовательском центре. Высшим достижением без выхода за рамки профессии следует признать создание собственной компании с внушительным пулом фирм-клиентов. Они станут заказывать у вас исследования на тему "социальный портрет покупателя седана среднего класса" или "зависимость возраста потребителя мороженого от наполнителя".
Кризис базиса
По данным Begin Group, 35% московских вузовских выпускников-социологов находят работу в сфере PR, рекламы и маркетинга. Порядка 30% идут в аналитику и исследования, и только 10% решают связать свою деятельность с образованием и наукой.
В этом году социология празднует юбилей: полвека назад была основана Советская социологическая ассоциация. При этом профильного образования в СССР не давали, да и настоящей социологии тогда в принципе быть не могло — представьте себе, скажем, опрос об отношении колхозников к советской власти с последующей интерпретацией данных. "Социология может существовать только в обществе с рыночными механизмами и разными политическими взглядами, — говорит Константин Абрамов, первый заместитель гендиректора Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ). — Для советского общества социологи были, по сути, еретиками".
Первые в России факультеты социологии появились в 1989 году в МГУ и ЛГУ (с 1984 года на философском факультете МГУ и экономическом — ЛГУ действовали отделения прикладной социологии). "Все наши ведущие социологи не имеют базового образования, — замечает между тем первый проректор, заведующий кафедрой экономической социологии Государственного университета — Высшей школы экономики (ГУ-ВШЭ) Вадим Радаев. — Мы пришли из экономики, философии, психологии или истории. Это делает социологию интересной, но одновременно порождает разногласия".
Подчас сами студенты-социологи понимают, что их учат не тому и (или) не те. А поняв, пытаются исправить ситуацию.
Много шуму наделала история, которая произошла 1 апреля 2007 года. В день открытых дверей на социологическом факультете МГУ группа студентов (так называемая OD Group) решила выразить недовольство уровнем образования. От станции метро "Университет" до здания факультета кучками стояли активисты OD Group с черными шариками, расстраивая абитуриентов и их родителей листовками: "Вы хотите, чтобы ваш ребенок после окончания вуза работал курьером? Работодатели приглашают выпускников МГУ, кроме социологического факультета".
Студенты требовали позвать в качестве лекторов авторитетных российских и зарубежных исследователей-социологов, профессионалов с опытом работы в успешных агентствах. В манифесте OD Group сказано, что на факультете курсы проходят по бессодержательным учебникам, отсутствует возможность обмена с зарубежными вузами.
В дело вмешался ректор МГУ Виктор Садовничий, который признал требования студентов обоснованными. Были назначены экспертизы. Однако, как рассказали корреспонденту "Денег" студенты факультета социологии, практики в образовательной программе по-прежнему не хватает — спецкурсы читают штатные профессора. "На факультете вообще стараются не говорить об этом, и история по большому счету "замята"", — говорит студент третьего курса. Ну а пресс-служба и деканат факультета социологии МГУ не нашли времени, чтобы ознакомить корреспондента "Денег" со своим взглядом на ситуацию.
Впрочем, работодатели вряд ли согласны с мятежными студентами. В Begin Group отмечают, что легче всего найти работу выпускникам МГУ, СПбГУ, ГУ-ВШЭ. Из региональных вузов в этот ряд можно поставить Новосибирский, Ростовский госуниверситеты.
С каждым годом количество абитуриентов факультетов социологии растет, несмотря на демографическую яму. Ежегодно на рынок труда приходит порядка 8 тыс. профильных выпускников. Специальность "социология" открыта в более чем 120 вузах страны, из них лишь 14% — частные.
Студенты говорят, что поступить на факультет социологии непросто — нужно, чтобы ты был не промах и в гуманитарных, и в точных науках. Абитуриенты факультета социологии МГУ, например, сдают экзамены по обществознанию, математике и пишут сочинение. Теперь приемная комиссия требует еще и результаты ЕГЭ по математике и русскому. "Процентов 90 из тех, кто поступил, занимались с репетиторами", — отмечает третьекурсник — источник "Денег".
Социологов традиционно делят на "теоретиков" и "практиков". На факультете социологии ГУ-ВШЭ есть кафедра общей социологии — здесь изучают в первую очередь теорию. Объектами познания на кафедре экономической социологии являются современные рынки — потребительский, финансовый, рынок труда. В целом на факультете 75 бюджетных и 40 коммерческих мест, похожее соотношение и в других ведущих вузах. Коммерческое обучение на дневном отделении в МГУ обойдется в 220 тыс. руб. в год, в СПбГУ просят 120 тыс., а в Ивановском государственном университете — лишь 26 тыс. руб.
Опрос и предложение
Чиновники получают "портреты народа", как правило, через управления общественных связей министерств и ведомств. Некоторые управления имеют собственные довольно солидные бюджеты на исследования.
"Социологи на госслужбе работают не с "полем" — не опрашивают людей, а заказывают исследования, чтобы работать уже c готовыми данными. Две фабрики, которые занимаются исследованием общественного мнения и активно работают с государством — ВЦИОМ и ФОМ (фонд "Общественное мнение"), — рассказывает первый заместитель генерального директора ВЦИОМа Константин Абрамов. — Исключение — силовые ведомства. В Минобороны, например, своя команда социологов-исследователей — тридцать человек. Они ездят по округам, собирают информацию. Проблематику знают хорошо, но бюджет и штат ограничены". Добавим, что существует даже отдельное направление — военная социология.
Рынок труда социологов в значительной мере формируется как раз крупными исследовательскими организациями: помимо ВЦИОМа и ФОМ, это РОМИР, "Левада-центр" и некоторые другие.
ВЦИОМ, кстати, по форме ОАО, но это единственный профильный исследовательский центр, который контролируется государством — в лице ФАУФИ (Федерального агентства по управлению федеральным имуществом). ФОМ, РОМИР, "Левада-центр" — частные структуры. "Со ВЦИОМом сейчас сотрудничает около 120 партнерских компаний, три межрегиональных исследовательских центра — ВЦИОМ-центр, ВЦИОМ-Урал и ВЦИОМ-Юг — покрывают всю Россию, СНГ и страны Восточной Европы, — говорит Константин Абрамов. — Интервьюерская сеть, которую мы можем задействовать, около 5 тыс. человек. Обычно интервьюеры работают вне штата. Например, в московском офисе примерно 200 интервьюеров, и только 80 задействованы на регулярной основе".
Оборот крупных исследовательских центров, которые проводят исследования федерального масштаба, порядка $5—10 млн. По оценке НП "Объединение исследователей рынка и общественного мнения" (ОИРОМ), оборот отрасли, включающей социально-политические и маркетинговые исследования, в 2007 году составил $300 млн.
Исследования ВЦИОМу заказывают как министерства и ведомства, так и общественные объединения и фонды. Заказчики ВЦИОМа из коммерческого сектора — либо крупный, либо средний бизнес; центр проводит опросы по всей стране, значит, и заказчик должен быть игроком федерального масштаба.
Около 80% сотрудников ВЦИОМа — выпускники социологических факультетов. У выпускника-социолога в крупной исследовательской компании два карьерных пути — менеджера или аналитика. "Нельзя быть одновременно хорошим специалистом и хорошим управленцем, — замечает Константин Абрамов. — Чтобы правильно выстроить карьеру сотрудников и отсечь случайных людей, мы предлагаем каждому два теста. Один из них касается профессиональных качеств социолога-исследователя, второй — управленческих способностей". Менеджер в исследовательской компании, впрочем, должен детально понимать предмет исследования.
В штатном расписании ВЦИОМа есть позиции ассистента, аналитика, специалиста, руководителя проекта. Есть и позиция "социолог". "Люди на позиции социолога разрабатывают инструментарий, анализируют, пишут отчеты. Они по большому счету ведут проекты с содержательной стороны, — объясняет Константин Абрамов. — Но специалист отдела обработки информации по образованию тоже социолог. Только он находится на другом участке работы".
По данным Русской кадровой ассоциации, аналитики крупных исследовательских организаций получают 27—33 тыс. руб., руководители проектов — 40—50 тыс. руб.
Как рассказал Константин Абрамов, минимальная зарплата ассистента во ВЦИОМе — 15 тыс. руб. В среднем же ассистенты получают 18—20 тыс. А если социолог займет управляющую должность и затем выйдет в топ-менеджеры, то может рассчитывать на зарплату около 75 тыс. руб.
Выпускников социологических вузов, которые желают заниматься фундаментальной наукой и преподавать, работодатели — исследовательские компании этой возможности, как правило, не лишают. "Впрочем, нам нужна лишь небольшая часть лучших студентов, которые продолжат наше дело", — замечает в связи с этим первый проректор ГУ-ВШЭ Вадим Радаев. Теорией заработать непросто, основные надежды здесь связаны с получением гранта на исследования. Однако эти средства выделяют далеко не всем и не по каждой теме. Да и теоретическая база в научных институтах и центрах исследований зачастую выглядит плачевно, в том числе вопросники, анкеты, алгоритм работы. В итоге в науке остаются немногие.
Один из таких специалистов — Елена Гайде совмещает преподавание информатики в Институте социологии и управления персоналом Государственного университета управления и работу во ВЦИОМе на полставки за 12 тыс. руб. в месяц. В 2005 году она с красным дипломом окончила Московский государственный педагогический университет по специализации "Социальная психология". Во ВЦИОМе Елена работает в отделе обработки информации, должность — "специалист".
"Разные организации заказывают нам опросы, — рассказывает Елена. — Отдел, который ведет проект, например маркетинговый или политический, составляет анкету с вопросами. В программе SPSS (Scientific Packet for Social Science) я кодирую анкету — создаю электронный макет. Затем рассылаю по регионам, ВЦИОМ ведь проводит общероссийские опросы. Результаты присылаются в Москву. У нас перед глазами матрица ответов респондентов. Но это еще сырые данные. Отдел обработки проводит анализ, сравнивает ответы групп респондентов. Мы только обрабатываем информацию, а аналитические отчеты пишут отделы, ведущие проекты. Эти отчеты и высылаются заказчику".
По словам Елены Гайде, во ВЦИОМе работает в основном молодежь. Принимают на работу даже студентов, хотя многие исследовательские компании стараются брать на работу людей с опытом. Возможности карьерного роста неплохие.
"Два года назад пришел молодой человек без опыта работы в социологии, — вспоминает Елена. — Его взяли ассистентом, потом он стал, специалистом, потом заместителем руководителя отдела. Теперь он руководитель отдела". Во ВЦИОМе уровень заработной платы разнится в зависимости от отдела.
"Маркетинговый отдел сотрудничает с заказчиками проектов и имеет процент дохода, если проект прибыльный, — рассказывает Гайде. — На заработной плате в отделе обработки прибыльность проектов, к сожалению, не отражается".
Своей научной деятельности Елена, судя по всему, придает более серьезное значение, чем труду во ВЦИОМе. Со следующего семестра она собирается преподавать еще и демографию, пишет кандидатскую диссертацию на тему "Социально-психологические детерминанты репродуктивного поведения современной молодежи". Если по-простому, это о том, как молодежь относится к рождению детей.
Большая часть социологов все же уходит в коммерческие структуры — в маркетинг, PR, управление персоналом. Здесь и стартовые зарплаты, и карьерные возможности интереснее.
Маркетинговый вход
Именно социологи выясняют, кто, где, когда и по какой цене готов покупать товар или услугу и как сделать продажи успешными. А в сфере HR они подбирают персонал, организуют обучение в тренинговых центрах.
"Когда спрашиваешь о трудоустройстве, большинство выпускников отвечает, что не просто устроились хорошо, а что работают по специальности, — рассказывает заведующий кафедрой экономической социологии ГУ-ВШЭ Вадим Радаев. — Первая когорта наших выпускников работает в крупных, средних, мелких фирмах, в основном в маркетинге, и уже находится на высоких позициях — это менеджеры среднего звена, начальники отделов. Они занимаются исследованиями рынка, применяя свои знания в социологии".
Первые два года у молодых аналитиков уходят на приобретение практических навыков проведения исследований.
В дальнейшем социологи с опытом работы часто либо идут на повышение — занимают должности руководителей проектов, либо уходят на предприятия, где уже сами становятся заказчиками исследований. Маркетинговые компании платят специалисту-новобранцу 20—30 тыс. руб. Проработав 1,5—2 года, можно рассчитывать уже на 50 тыс. руб. в месяц.
Арина Шахова окончила вечернее отделение соцфака МГУ, кафедру социологических исследований. С конца второго курса занимается интернет-маркетингом — продвижением товаров и услуг, рекламой. "Специфика вечернего обучения — рано начинаешь работать, приобретаешь знания и, соответственно, раньше можешь рассчитывать на большую зарплату, — рассуждает Арина. — Дневное обучение обычно не дает возможности работать с младших курсов. Выпускники дневного отделения в 21—22 года приходят в компании на начальные позиции, и на большие деньги сразу рассчитывать сложно".
Арина уже не раз меняла место работы: "Сначала работала на подхвате у специалистов, потом" стала заниматься" продвижением сайтов. Сначала у меня было 1—2 сайта, потом стало 40". Последние полгода Шахова трудится маркетологом-аналитиком контентных сервисов в компании "Яндекс", придумывает, как привлекать новых пользователей. "Рост зарплаты присутствует по мере смены компаний, но управленческие полномочия в моем случае не увеличиваются", — говорит Арина.
Стать начальником и серьезно поднять уровень доходов, оставаясь в социологии, удается специалистам, которые смогли организовать собственное дело.
Отчет в своих интересах
По словам гендиректора исследовательской компании Discovery Research Group Александра Болтавина, специальные знания — важный ингредиент в его рецепте успеха: "Казалось бы, какую роль могло сыграть для меня изучение истории теоретической социологии или другого неприкладного в чистом виде предмета? Вроде бы, никакой. В действительности это не так. Все дисциплины закладывают бэкграунд и помогают принимать верные решения. Если говорить о специальных знаниях, то напрямую мне пригодились, в частности, количественные методы анализа данных и методология социологических исследований".
Александр Болтавин в 2001 году окончил экономический факультет Новосибирского государственного университета (кафедра социологии). Переехал в Москву, год проучился в Московской высшей школе социальных и экономических наук (МВШСЭН) Академии народного хозяйства при правительстве РФ. В 2002-м Александр начал работать менеджером по маркетингу в компании, которая продавала санитарно-техническое оборудование. Потом был маркетологом в компании "Евроокна". Однако он всегда хотел работать в исследовательском агентстве. Устроился в компанию Symbol-Marketing, был там первым аналитиком. Затем — металлоторговая компания ЗАО "ТФД " Брок-Инвест-Сервис"". Тогда Александр впервые получил доступ к "живым" данным, к которым можно было применять сложные количественные методы анализа.
В ноябре 2005 года Александр с другом Ильей Ломакиным организовал агентство Discovery Research Group. Первые несколько месяцев работали, перезваниваясь, каждый у себя дома. Потом сняли офис в районе станции метро "Беговая". Первым клиентом агентства, заказавшим исследование, была американская шинная компания Goodyear. Сейчас в штате Discovery Research Group шесть аналитиков и дюжина внештатников. Есть отдел полевых работ и отдел продаж. Уже два года подряд Discovery Research Group занимает первое место по продажам готовых исследований на РБК примерно из 150 представленных компаний.
Оборот мелких и средних исследовательских агентств в Москве — в диапазоне от $100 тыс. до $500 тыс. Чистая прибыль — около 40% оборота.
Специализация Discovery Research Group — исследования транспортной отрасли, рынков недвижимости и строительных материалов, банковского сектора. "Исследования делятся на готовые — кабинетные, которые агентство делает по собственной инициативе и продает всем желающим, и заказные — агентство передает их результаты заказчику и не имеет права реализовывать на открыто рынке", — рассказывает Александр Болтавин. Стоимость готового исследования варьируется от 3 до 30 тыс. руб. Исследования на заказ — от 100 тыс. до 3 млн руб., в зависимости от задач и сложности работы.
"Например, одна известная шинная компания заказывает проект один раз в год. Он очень большой и длится три месяца. Для некоторых компаний, тоже лидеров рынка, мы проводим исследования раз в полгода. Другие заказы выполняем раз в квартал. Есть и точечные проекты", — говорит Александр Болтавин. Среди клиентов его агентства — BMW, Volkswagen, Mercedes-Benz, Hyundai, Iveco, Bridgestone, Continental, Goodyear, Tarkett, Сбербанк, ВТБ.
Нынешний финансовый кризис пока не сильно повлиял на бизнес Discovery Research Group. "Крупные автомобильные и шинные компании планируют бюджеты на год. Они, возможно, урежут бюджеты в следующем году. Но кардинально их не поменяют", — предсказывает Александр Болтавин.
В период кризиса отделы маркетинга, в значительной степени укомплектованные дипломированными социологами, в очереди на сокращение одни из первых. Очевидно, что предприятия в сфере исследований рынков тоже ждут непростые времена. С другой стороны, нынешние абитуриенты если и застанут на выходе из вуза упадок, то, скорее всего, уже не столь глубокий. А на растущем рынке, как замечает Вадим Радаев, многие социологи открывали маркетинговые агентства и, мягко говоря, без заказов не оставались.