• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Город как живой организм

Полит.РУ. 24 апреля 2013

Мы продолжаем серию публикаций вослед публичной дискуссии «Может ли стратегия развития города опираться на культурный капитал?» — второму мероприятию из цикла «Девелопмент: переустройство городской среды», организованного Культурным центром ЗИЛ и «Полит.ру». Сегодня мы публикуем вступительное слово бельгийско-французского экономиста, заведующего лабораторией НИУ ВШЭ и руководителя научной группы проекта «Большой Париж» Жака-Франсуа Тисса.

Я экономист. Что я могу сказать как экономист о городах? Город для нас — это живой организм, где люди взаимодействуют. Потребители, рабочие, местные чиновники — различные типы акторов. Если мы одним словом опишем город, это будет слово «взаимосвязь». Город связывает людей. Сейчас эта связь важна для экономистов. Обмен товаров важен для экономического развития. Если посмотреть исторически более широко, произошли два основных изменения. Первое — 7000 лет назад люди перестали переезжать с места на место, осели в деревнях. Это были достаточно большие поселения, где существовало разделение труда. Люди специализировались на определенных видах деятельности. Если вы хотите быть эффективными, говоря словами Адама Смита, нужно на чем-то специализироваться. Идея в том, что разные люди делают разные вещи. Это первая страница книги Адама Смита. Есть фермер в Шотландии, и он должен делать все, потому что никто не может ему помочь. Но если вы едете в город, вам не надо самому печь хлеб: есть пекарь. Кто-то производит мясо — вам не надо самому заботиться об этом. Сейчас не мир Робинзона Крузо и самодостаточности. Во-вторых, важный момент — индустриальная революция в конце XVIII века в Великобритании. Производительность труда значительно увеличилась.

Я вам приведу грубые, не очень точные цифры, чтобы вы поняли масштаб. До XVIII века общая производительность труда могла увеличить доход людей в два раза в течение восьмисот лет. Но с конца XVII века до XX века она увеличивала доход в 35-40 раз. Вы видите разницу: во втором случае — намного выше. О чем это говорит? Это результат промышленной революции. На фабриках люди специализируются, и это опять же идея Адама Смита о специализации труда. Сейчас мы видим наши города, говорим о Западной Европе и США. C XIX века и до 1960 года были производительные, промышленные города, а теперь, мы видим, промышленный сектор постепенно исчезает в городах. Когда я был студентом, в Париже были фабрики, сейчас в черте города нет ни одной. Что сейчас в городах? Больше и больше людей, офисы. В среднем, кроме Германии, менее 20% людей работают в промышленном секторе. 2-3% работают в сельском хозяйстве. Услуги производятся в основном в городах. Вы видите разницу: в 40-50-е годы прошлого века в промышленном секторе во Франции трудилось около половины людей. Сейчас происходит децентрализация промышленности: сначала она перешла в деревню, затем — в такие страны, как Испания и Португалия, где труд дешевле. Затем в Китай. Теперь Китай дороже. Мы видим, что промышленный сектор уменьшается, а сектор услуг растет. Все больше и больше услуг предоставляется, это называется «от бизнеса к потребителю». А есть «от бизнеса к бизнесу».

Какие виды услуг мы создаем? Если мы говорим о Париже или таких же городах, здесь много услуг от бизнеса к потребителям. Выставки, искусство — огромное количество услуг. Мы, экономисты, убеждены, что услуги от бизнеса к бизнесу важны. Услуги для фирм, высокотехнологичные услуги. Мы различаем человеческий капитал, развитие навыков, знаний, культуры, что очень важно. Они взаимосвязаны, но это не одно и то же.

 

Источник: http://www.polit.ru/article/2013/04/24/thisse_development/