• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Партнерство – это не только умение брать, но и умение отдавать

Кремль.org. 2003. № 23:33. 24 октября

Нина Беляева, президент Фонда "Интерлигал" Россия – США считает, что партнерство складывается тогда, когда сама организация отлично понимает свои задачи, но как ни странно, это довольно сложная штука – точно понять, чем организация занимается

«Интерлигал» звучит очень непонятно, на самом деле «интер» - международный, «лигал» - правовой. Название родилось в 1988 году. Оно было подсказано нашими зарубежными коллегами из Сан-Франциско во время одной из поездок по линии гражданского общества. И уже когда мы создали российскую организацию, решили не менять название именно для того, чтобы работать сразу в международном гражданском обществе. Таким образом, несмотря на то, что организация общероссийская и работает как правовой мозговой трест для закрепления возможностей правовой защиты интересов гражданских союзов в российском законодательстве, наше название напоминает о том, что мы пользуемся и постоянно отслеживаем возможности интеграции российских гражданских инициатив в международные гражданские инициативы.
После того, как работал «Интерлигал - Москва», мы создали целую сеть организаций с подобными задачами, в первую очередь внутри России, а потом СНГ. Дело ведь не только в международных партнерах. Партнерство не может быть без цели, надо строить партнерство ради мира, а российские партнерства очень часто строятся ради грантов. На сотрудничестве ради грантов партнерства не построить. Я думаю, это надо хорошо понимать. Если речь идет только о том, чтобы получить деньги, это не партнерство.
Есть одно слово, о котором пока еще никто не говорил, но мне бы хотелось на него обратить внимание. В пункте номер 2 написано: объединение общественных организаций соседних стран и регионов, основания для понимания. На самом деле основания для понимания необходимы не только для международного партнерства, а для любого, и в первую очередь партнерства с соседними организациями в соседнем дворе. И если вы не научились строить партнерство с организацией в соседнем дворе, любое другое будет построить очень трудно.
Опираясь опять же на наш опыт, скажу, что у нас работает сеть организаций «Интерлигал» по России, по странам СНГ, в Киргизии, в Казахстане, Украине, работает международная коалиция общественных объединений «Мы – граждане», в которую входит больше 600 организаций. Я вхожу в совет директоров международной организации, которая объединяет больше ста стран, и сейчас мы ведем проект с целым рядом российских организаций по измерению гражданского общества. В проекте участвует больше 60 стран. Таким образом, можно смело говорить о том, что у нас есть глобальное партнерство, и у нас есть ощущение партнерства на всех уровнях – и с организациями одного двора, и с организациями в России, и в соседних государствах СНГ, и на глобальном уровне.
И оглядываясь на этот опыт, мне бы хотелось назвать несколько важных пунктов партнерства. Первое. Партнерство складывается тогда, когда сама организация отлично понимает свои задачи. Как ни странно, это довольно сложная штука – точно понять, чем организация занимается, и точно это артикулировать. И не надо бояться это много раз переформулировать. Согласитесь, если мы говорим о женской или молодежной организации, это еще ни о чем не говорит. Женская организация может заниматься как проблемами конверсии, так и проблемами домохозяек, экологией, воспитанием детей, разными технологиями. Поэтому сказать, что мы женская организация - этого для организации партнерства мало. Поэтому описать кратко и внятно, что делает ваша организация – первый и важный шаг. Сделаете его и люди, которые занимаются той же проблемой, сами захотят с вами общаться.
Это подтверждает опять же наш собственный опыт. Как только мы внятно сказали, что строим правовую базу для диалога общества и власти, к нам моментально обратилось огромное количество партнеров, которое хотели заниматься именно этим: выстраивать возможности и механизмы правового регулирования диалога общества и власти. Оказалось, что этим болеет довольно много организаций, и все хотели бы сотрудничать, независимо от того, молодежные они, женские, предпринимательские или какие-то другие. Вот тут началось складываться настоящее партнерство.
Второе. Чтобы быть партнером, надо уметь делиться, надо понять, что вы можете отдать. Если вы обращаетесь к партнеру только за грантом, за опытом, то на этом очень сложно построить партнерство. Значит, второй вопрос – что вы можете предоставить вашему партнеру, чем поделиться. И если вы это опять же ясно артикулируете, тогда вашим партнерам станет понятно, что именно с вами можно делать вместе.
Еще очень важная деталь: ценности. Согласитсь, даже к одинаковым целям и в одной сфере люди идут самыми разными путями – одни проводят экспертизу, другие приковывают себя цепями к зданию министерства экологии. Поэтому ценности, на которых основана работа организации, это совершенно необходимые вещи для понимания и для партнерства. И мне кажется, что такой довольно простой набор может открыть очень много дверей, когда сама организация ясно понимает, что она делает, она готова быть партнером и готова сотрудничать, и она готова предложить и назвать, что именно она в это партнерство может внести. Вот тогда эти партнерства будут складываться и будут прочными.