• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Геополитическое возвышение России и позиции Запада

Коммерсантъ-Plus. 2006. № 22. 9 июня

Начинает складываться впечатление, что не только исламские и иные радикалы, но и внешне цивилизованные деятели теряют связь с реальностью, перестают понимать ее и действуют крайне нерационально.
Мир быстро меняется. За последние десять-двенадцать лет было сделано немало чудовищных ошибок, за которые придется платить очень дорого.

Начинает складываться впечатление, что не только исламские и иные радикалы, но и внешне цивилизованные деятели теряют связь с реальностью, перестают понимать ее и действуют крайне нерационально.
Мир быстро меняется. За последние десять-двенадцать лет было сделано немало чудовищных ошибок, за которые придется платить очень дорого. Вместо диалога цивилизаций, поддержки прогрессивных сил на Ближнем и Среднем Востоке, укрепления безопасности в этом регионе был взят почти обратный курс. Удар по Ираку уничтожил один из немногих светских режимов арабского мира. Вторжение в Ирак вызвало волну ненависти к Западу. Запад оказался разделенным. США потеряли моральный и политический капитал. Ограниченный успех в Афганистане, где так и не был и не будет создан жизнеспособный режим, вряд ли служит утешением. Война в Ираке и борьба вокруг Ирана подтачивают антитеррористическую и антирадикальную коалицию.
Не только на Ближнем Востоке, но и в Латинской Америке начали создаваться антиамериканские союзы. Похоже, политики на Западе решили выбить клин клином, пойти на обострение отношений с Россией, с Китаем, чтобы частично восстановить атлантическую солидарность, а заодно еще более ослабить Европу. Может быть, надеются политикой скрытых и не очень скрытых угроз заставить Москву отказаться от самостоятельного тона в политике?
Готовится новый тур расширения НАТО. Поговаривают о подтягивании к НАТО Австралии, Южной Кореи, Японии, Новой Зеландии. Не думаю, что те войдут или сильно приблизятся к НАТО. Им это не нужно. Но душком времени ПАТО, СЕНТО,
СЕАТО и других почивших в бозе пактов запахло вновь. Говорят о размещении в Польше, вблизи границ России, систем ПРО, якобы против террористических ракет, которые по определению до Польши долететь не смогут. Одновременно на Парламентской ассамблее НАТО объявлено о подготовке к вступлению в НАТО таких стран, как Хорватия, Македония и даже Албания, не проходящих ни по каким критериям членства.
И самое главное. В Вашингтоне и Киеве всерьез говорят о быстрейшем, до 2008 г., расширении НАТО на Украину. Без всяких референдумов, которые либо угробят идею расширения, либо приведут к еще более глубокому расколу общества.
Западные мотивы не все ясны. Но некоторые угадываются. Прежде всего, это желание привязать колеблющуюся и нестабильную Украину к западной системе. Расчет делается на создание еще одного, в дополнение к Польше, проамериканского плацдарма в Европе.
Но есть, видимо, соображения и похлеще, при полном непонимании, к чему приведет расширение НАТО на Украину. Между Россией и Украиной нет демаркированной границы. Но вряд ли Украина - член НАТО может обойтись без нее на Востоке. Ее будут пытаться проводить по земле. А за землю начнут бороться. Нетрудно представить, чем обернется борьба. Весьма вероятно, кровью. Миллионы людей, которые работают по другую сторону границы, могут лишиться работы, будут разделены миллионы семей. Возникнут десятки, сотни конфликтов, синдром разделенной нации с обеих сторон. Дело может пойти по югославскому сценарию. Конечно, Россия - не Сербия. Она выдержит, но ее вытолкнут в антизападные союзы. Неизмеримо больший ущерб будет нанесен Украине. Она потеряет жизненно важного партнера, который никогда не играл против нее. Надеюсь, Россия не сорвется в конфронтацию. Но отпор придется давать жесткий и иногда несоразмерный.
И самое главное - новая искусственная "дуга нестабильности" вдоль российско-украинской границы угробит идею союза крупнейших держав против новых угроз и возродит блоковое соперничество. Желающих поиграть немало. Но в проигрыше останутся почти все, а в выигрыше - лишь те, кто хочет дестабилизации мира, рвется к оружию массового уничтожения: террористы и радикалы. То есть как раз те, против кого официально борется сообщество цивилизованных стран.
Впрочем, если часть этого сообщества пойдет на вопиюще опасное и неразумное расширение НАТО на Украину, она лишится права претендовать на столь высокие эпитеты.
В последний год, особенно за прошедшие месяцы, люди, наблюдая отношение на Западе к России, с тревогой (а кто-то и с радостью) отмечают резкое усиление критики в адрес нашей страны и ее руководства. Большая часть статей о России носит негативный характер. Вышло несколько докладов и статей во влиятельных журналах, порой откровенно провокационных. Одна за другой проходят конференции по России, тон которых не может не настораживать. В мире заговорили о кризисе в российско-американских отношениях и отношениях России со всем Западом.
Белый дом, маскируя очевидные провалы в Ираке, сделал немало пропагандистских ходов. Он провозгласил главной целью и инструментом своей внешней политики борьбу за демократию, права и свободы человека во всем мире. Мессиански настроенный американский президент не видит, что политика США, мягко говоря, не соответствует провозглашенным идеалам, а курс на насильственную демократизацию отсталых стран просто контрпродуктивен.Часть соперников нынешнего президента выбрали тактику - бить Буша Россией. Мол, Буш провозглашает курс на демократию в мире, а одна из крупнейших стран, возглавляемая его другом, "отступает от демократии по всем направлениям".
Политические изменения в России сильно беспокоят и раздражают американскую и западную элиты. Они не хотят понимать, что эти изменения стали объективной реакцией на хаос 1990-х, который угрожал развалом страны. Запад опасается воссоздания централизованного Российского государства, которое будет успешно ему противостоять. Высказываются и опасения, что чрезмерная централизация власти увеличивает хрупкость Российского государства, что может привести его к кризису и новой угрозе развала - к еще большему кошмару, чем дестабилизация и радикализация "расширенного Ближнего Востока", Центральной Азии и резкое усиление Китая. К тому же к России, как к любой крупной стране, всегда относятся заведомо подозрительно.
Важной, хотя и неназываемой причиной недовольства Россией становится ее новый уверенный тон внешней политики и ее заметная активизация. Россия уже не отступает и твердо отстаивает свои позиции. В западных столицах, привыкших за последние почти два десятилетия к бесконечным уступкам Москвы, это не может не вызывать ностальгии по "добрым" временам. Тут речь идет и просто об обычном, возвращающемся из прошлых десятилетий и столетий геополитическом и геоэкономическом соперничестве. Надо спокойно, последовательно и твердо бороться за свои региональные интересы.
Есть и другие конкретные причины роста критики и недовольства Россией. Одна из главных - невыгодная, с точки зрения пиара, операция по повышению цен на газ, продаваемый Украине. Мы буквально "вырвали поражение из рук победы". Имея полное моральное, политическое и экономическое право на повышение цен, мы не удосужились внятно объяснить это остальному миру, как и вызывающе обструкционистскую тактику Киева на переговорах. Несколькими непонятными заявлениями и картинками завинчивания задвижек на трубе мы позволили Киеву выставить себя в качестве невинной жертвы политического насилия. Нам же был создан (и сохраняется) образ ненадежного поставщика, использующего газ для целей прямого политического давления.
Политико-пропагандистское давление на Россию оказывается и во вполне конкретных практических целях, например, для удержания ее в рамках общей политики в отношении Ирана, провоцируя ее на ответную жесткую риторику и еще большее ухудшение ее имиджа. Есть и мелкие, но существенные причины охлаждения. Круги, связанные с энергетикой, считают, что Россия становится менее перспективным поставщиком. Есть и недовольство ограничением возможностей скупки российских энергетических активов. Налицо и попытка сбить капитализацию ведущих российских энергетических компаний.
Критика, падение имиджевого политического рейтинга Москвы и России - не трагедия. Нам не могут нанести осязаемого вреда, даже если за риторикой попытаются действительно перейти к жесткой политике. Но уже через несколько лет наше положение может стать и, вероятно, станет, учитывая некоторые международные тенденции, гораздо более уязвимым. Чем успешнее мы развиваемся, тем жестче нас будут атаковать.