• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

"Перед "восьмеркой" мы кое-где перегнули палку" Президент РСПП Александр Шохин - в интервью "Газете"

Газета. 2006. № 122. 14 июля

Вы в свое время были шерпой президента Бориса Ельцина. Расскажите, как воспринимали тогда Россию и что изменилось с преобразованием G7 в G8.
Еще в 1991 году в Лондоне Михаил Горбачев впервые присутствовал на заседании клуба. Правда, первоначально нас принимали в достаточно ограниченном формате: с нами обсуждали только политические вопросы. Обычно же члены клуба заседают не один день, говорят об экономических проблемах, глобальных финансово-экономических вопросах.

Вы в свое время были шерпой президента Бориса Ельцина. Расскажите, как воспринимали тогда Россию и что изменилось с преобразованием G7 в G8.
Еще в 1991 году в Лондоне Михаил Горбачев впервые присутствовал на заседании клуба. Правда, первоначально нас принимали в достаточно ограниченном формате: с нами обсуждали только политические вопросы. Обычно же члены клуба заседают не один день, говорят об экономических проблемах, глобальных финансово-экономических вопросах. На эту часть Россию долгое время не пускали. Объяснялось это тем, что мы были должником, реципиентом финансовой помощи. Поэтому вклад в дискуссию на первых порах заключался в том, что ставились вопросы о реформах в России и необходимости их поддержки. До конца 1998 года мы были членом "восьмерки" по той причине, что "семерка" была заинтересована в превращении бывших советских республик в совокупность независимых государств.
В 1994 году в Неаполе премьер-министр Италии Сильвио Берлускони на несколько эмоциональной волне высказался в пользу полноправного участия России в "восьмерке". Остальные же члены достаточно холодно отнеслись к этой идее. На самом деле только сейчас у нас впервые появляется возможность полноправного присутствия. В том числе и во встречах министров финансов.
А что позволяет России, у которой сохраняется масса проблем в экономике, рассчитывать на полноправное членство в G8?
На июльском саммите есть что продемонстрировать в качестве доказательства своего продвижения на пути к этому равноправному положению. Во-первых, Россия больше не должник Парижского клуба - мы договорились о выплате 22 миллиардов долларов. И не случайно это произошло именно сейчас. Это ведь доказательство того, что в Парижском клубе Россия окончательно пересела на сторону кредиторов. Мы пошли дальше и сейчас обсуждаем вопрос о возможном списании задолженности беднейшим странам. Во-вторых, это конвертируемость рубля. Мы на полгода сдвинули дату снятия ограничений на капитальные операции по сравнению с той, что прописана в законе. Чем продемонстрировали партнерам по "восьмерке", что финансовая система в России устойчива и принципы финансовой политики не отличаются от существующих у них. К этому можно добавить высокие темпы экономического роста, огромный запас золотовалютных резервов, стабфонд, профицит бюджета. Пожалуй, мы в худшую сторону отличаемся только по инфляции, но и здесь впервые у правительства в нынешнем году есть шансы выйти на запланированный уровень ниже 9%. Это ведь мечта многих лет - снизить инфляцию до однозначной цифры, то есть ниже 10%. Сейчас мы как никогда близки к ее реализации, причем это будет не 9, 9%, а действительно ниже 9%. Поэтому в Санкт-Петербурге у России впервые появляется возможность заявить о себе как о полноправном члене "восьмерки".
А готова ли Россия обсуждать с развитыми странами глобальные экономические вопросы?
То, что Россия как хозяйка приглашает первых лиц таких стран, как Китай, Индия, не только демонстрирует достижения во внешнеполитических вопросах, но и доказывает, что наша страна может стать посредником в решении глобальных экономических международных проблем. К этому надо добавить позиционирование России как великой энергетической державы. Не все, правда, у нас получилось хорошо в плане экономической дипломатии. Но я считаю, что мы не до конца использовали возможности, которые открывались перед "восьмеркой", и кое-где перегнули палку. В итоге вместо ощущения, что Россия является стабилизирующим фактором в глобальной энергетической безопасности, на первый план вышла тема "Россия как фактор нестабильности поставок газа в Европу".
Тогда в каком ключе пойдет обсуждение энергобезопасности на саммите в Санкт-Петербурге?
Причины недоверия к России - следствие не только нашего поведения, но и нежелания партнеров видеть Россию в качестве фактора, стабилизирующего глобальную энергетическую ситуацию. Они опасаются, что Россия в будущем воспользуется своим присутствием в Европе или Северной Америке для доступа к распределительным активам. Но тем не менее и нынешние возможности надо использовать. В целом мне кажется, мы близки к тому, чтобы стать в клубе полноценными участниками, ведь уже в экономическую часть повестки дня мы пробиваемся. Если 14 июля на двустороннем саммите Россия - США будет дан зеленый свет нашему присоединению к ВТО, то будет еще меньше экономических причин не рассматривать Россию как полноправного члена G8.