• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Подход НАТО к нашим рубежам означает создание зоны стабильности вокруг нас»

ИА МиК (Маркетинг и консалтинг). 8 ноября 2006

...Прокомментировать ситуацию МиК попросил Марка Урнова, председателя российского фонда аналитических программ «Экспертиза», декана факультета политологии Высшей школы экономики...

Безрезультатно закончилась состоявшаяся на прошлой неделе в Москве встреча глав МИД России и Грузии. После двухчасовых переговоров Сергей Лавров не вышел с Гелой Бежуашвили к журналистам, а президент Владимир Путин вообще отказался от встречи с грузинским министром. «Надеюсь, мы дали понять российской стороне, что причиняет нам боль в двусторонних отношениях», — отметил Бежуашвили по итогам встречи. По его словам, две страны противоборствуют неприемлемыми методами, однако сложности в отношениях между ними преодолимы. Особых комментариев со стороны российского МИД не последовало.
Как известно, Москва в обострении отношений обвиняет Тбилиси и от своих претензий отказываться не намерена. Однако, готов ли Тбилиси пойти на компромисс? Некоторые грузинские политологи считают, что такое возможно, но этого нельзя допустить. Так, эксперт Паата Давитая заявил газете «Резонанси», что начало диалога между двумя странами следует приветствовать, однако он призывает грузинскую сторону к принципиальности. «Русские категорически требуют оформить документ о ненападении между Грузией и Абхазией, что для грузинской стороны абсолютно неприемлемо. Грузинские власти не должны допускать об этом и мысли», — заявил Давитая. По мнению другого политолога, Арчила Гегешидзе, до тех пор, пока напряженная ситуация не будет урегулирована, из-за экономических санкций Грузия будет идти по шаткому мостку.
На прошлой неделе экономические санкции обрели реальность - Москва объявила о грядущем повышении цен на газ для Грузии втрое. В эфире радиостанции «Эхо Москвы» министр иностранных дел Грузии Гела Бежуашвили пригрозил, что в ответ Грузия использует право вето при вхождении России в ВТО . Однако президент Михаил Саакашвили не поддержал агрессивный настрой своего подчиненного. «Мы не сумасшедшие, чтобы вводить санкции против России, с нашей стороны таких шагов не последует», — заявил он и попросил «не драматизировать» вопрос со вступлением России в ВТО, сообщают «Финансовые известия».
Но кое-какие козыри Саакашвили все-таки припас. «На некоторых территориях Грузии незаконно действуют российские банки и российские компании», — отметил он и предупредил, что в отношении их могут быть приняты санкции.
Премьер-министр Грузии Зураб Ногайдели, в свою очередь, расценивает намерение России повысить цену на газ как ответ Москвы на попытку наладить отношения, которую предприняла Грузия в ходе визита в Москву министра иностранных дел. В интервью «Newsweek» он заявил: «Со стороны России это последнее предупреждение. Больше никаких карательных шагов против нас она предпринять не может».
Это предупреждение, как отмечают Ногайдели и представитель Грузии в ООН Ираклий Аласания, относится главным образом к стремлению Грузии стать членом НАТО. Но что на самом деле может сделать Кремль, не считая варианта военного вторжения, на который он все-таки не пойдет?
Поскольку энергетическая карта уже разыграна, у него практически не осталось никакого ’оружия убеждения’. Теперь, считает Ираклий Аласания, Грузии придется еще быстрее диверсифицировать экономику. Что же касается топлива, то Грузия уже занимается вопросами альтернативных поставок через Азербайджан и Турцию. Так что, с точки зрения Грузии, нынешние трудности лишь усилят фундамент, на котором будет покоиться ее независимость внутри бывшей советской империи, считает «Newsweek».
На заседании правительства 3 ноября Ногайдели подтвердил: правительство Грузии активно работает над диверсификацией сферы энергетики и источников энергоносителей. «Российская компания „Газпром“ установила для Грузии самую оригинальную в регионе цену — 230 долларов за тысячу кубометров, тогда как Украине придется платить за газ 130 долларов, а соседней Армении — 110 долларов. Это политический тариф, которым Россия послала Грузии своего рода политический мессидж. Мы знали, что Россия введет для нас санкции и готовились к ним. Если Грузия и закупит газ у России, то по оптимальной для нашего региона цене, по которой получают газ другие страны региона», — цитирует Ногайдели «Грузия online».
Одновременно в Тбилиси вновь поднят вопрос о членстве Грузии в СНГ. «В пятницу, 10 ноября, станет ясно, остаются ли Михаил Саакашвили и его парламентское большинство в СНГ или мы все-таки выйдем из этой никчемной организации», — заявил член оппозиционной фракции «Демократический фронт» Каха Кукава после того, как в понедельник на заседании председателей парламентских фракций и комитетов во главе со спикером Нино Бурджанадзе было принято решение внести в повестку дня проект постановления о незамедлительном выходе Грузии из СНГ.
Этот документ был разработан фракцией «Демократический фронт» и поддержан представителями двух остальных оппозиционных фракций парламента, которые мотивируют это тем, что пребывание в СНГ «несовместимо с курсом Грузии на вступление в НАТО», и тем, что «нахождение в СНГ ничего не дает Грузии», сообщает «Взгляд».
В то же время, многие в Тбилиси считают, что это решение не должно быть принято безоглядно. По словам Нино Бурджанадзе, «относительно целесообразности принятия данного предложения необходимо проведение консультаций». Вице-спикер грузинского парламента Михаил Мачавариани, в свою очередь, полагает, что «такое скоропалительное решение может создать проблемы гражданам страны». «Многие не знают, что если мы сию минуту выйдем из СНГ, то продукция, которую импортируем, например, из Украины, подорожает на 12%. Мы ответственные люди и не можем поставить наших граждан в еще более сложное положение», — сказал он.
В правительстве эти опасения разделяют. Так, заместитель министра иностранных дел Грузии Валерий Чечелашвили заверил, что «нахождение Грузии в СНГ на данном этапе не мешает реализации ее внешней политики».
«Процедура выхода Грузии из состава СНГ может занять довольно-таки длительный период, так как есть определенные взятые обязательства, которые надо выполнять», — пояснил Чечелашвили.
Каким может быть решение грузинского парламента и как оно будет воспринято в Москве? Могут ли отношения между двумя странами вернуться в конструктивное русло, или из создавшегося тупика нет выхода? Прокомментировать ситуацию МиК попросил Марка Урнова, председателя российского фонда аналитических программ «Экспертиза», декана факультета политологии Высшей школы экономики:
- Решение, которое может быть принято, не станет ключевым моментом в наших отношениях, а будет лишь одним из его проявлений, когда мы своими собственными руками вытолкнули потенциально очень дружеского нам партнера за пределы нашей орбиты. И я думаю, что это не последнее событие, так как сейчас мы начнем предъявлять им в очередной раз высокие цены на газ, они начнут от них отказываться, и таким образом будет происходить переориентация Грузии на другие страны. А мы при этом будем продолжать молотить себя в грудь и доказывать, какие мы великие.
-И все же, какой-либо разумный выход из этой ситуации Вы видите?
На самом деле в любой ситуации всегда есть выход. Проблема только в том, желает ли та или иная сторона признать этот выход или нет.
Что касается Грузии — что им делать, я советовать не берусь, потому что они далеко и это их дело. А что нам делать — я понимаю прекрасно. Во-первых, я стал бы относиться к Грузии как к реально независимому государству, потенциальному нашему партнеру, то есть, со всем уважением. Точно также с таким же уважением надо относиться ко всем остальным независимым государствам.
Во-вторых, я бы не просто на декларативном уровне заявил, что мы поддерживаем территориальную целостность Грузии, а дал бы указания нашим войскам всячески содействовать восстановлению суверенитета Грузии над Абхазией и Южной Осетией, причем содействовать таким образом, чтобы кровь не проливалась.
В-третьих, я бы перестал заниматься мерзкими и отвратительными этническими чистками и восстановил бы транспортное сообщение и связь между нашими странами, то есть, наладил бы нормальные отношения в части, зависящей от нас.
Далее, я бы, наверное, перестал бы шантажировать Грузию высокими ценами на газ, и вместо этого подписал бы с ними долгосрочное соглашение о плавном переходе на рыночные цены. Но для этого, я повторяю, надо заниматься не демонстрацией собственных амбиций по поводу того, что нас не признают в качестве старшего брата или отца, или лидера, и не склоняются к нам в ноги и не целуют нам туфли. А надо смотреть на мир реальными глазами, понимая, что у каждой страны есть много интересов и что свет клином на Москве для других стран не сошелся. И учитывая все это, я стал бы выстраивать отношения с Грузией. Тогда бы это помогло.
- Многие наши эксперты говорят о стремлении Грузии в НАТО как о реальной угрозе для России, так как если эта страна будет принята в альянс, то на ее территории будут размещены военные базы НАТО, а Россия утратит свое влияние в регионе и т.д.
Во-первых, до вступления в НАТО Грузии в любом варианте достаточно далеко, потому что это сложный процесс. Во-вторых, нам абсолютно не надо бояться расширения НАТО. Я бы его просто приветствовал, потому что подход НАТО к нашим рубежам означает создание зоны стабильности вокруг нас. Мы радоваться этому должны, причем не только вступлению Грузии в НАТО, но и вступлению всех остальных бывших советских республик и в НАТО, и в Евросоюз. Ведь это снимает у них огромное количество комплексов, накрученных пребыванием в Советском Союзе. Вступившие в НАТО перестают бояться нас и начинают относиться к нам нормально. С момента вступления прибалтийских стран в НАТО местное население стало относиться к России и россиянам значительно лучше, и если бы мы в угоду всякого рода лоббистским структурам не устраивали бы совершенно непонятных осложнений отношений с той же Латвией, отношения были бы еще лучше.
Но поскольку у нас не стратегия внешней политики, а такой рефлекторный учет интересов самых разных лоббистских групп, то мы имеем то, что мы имеем. Мы уже перессорились со всеми странами, которые нас окружают, и продолжаем пугать собственное население НАТО, следуя не только политике и интересам лоббистов, а используя чудовищную смесь лоббизма с пиаром, так как пиар стал у нас заменителем реальной политики.
Если все это отменить и, я повторяю, посмотреть на все трезво, ничего страшного в подходе к нам НАТО нет. Нам не пугаться их надо, а всячески налаживать отношения с ними, и чем они будут теснее, тем лучше.
Но у нас существует другое мнение, с моей точки зрения, параноидное. Согласно ему, НАТО есть враг, и все остальные — тоже враги. Поэтому мы будем вкладывать безумное количество, с нашей точки зрения, денег в оборону, прекрасно одновременно понимая, что сколько не вкладывай, мы все равно не достигнем по масштабу инвестиций в оборону таких объемов, какие имеют Соединенные Штаты, Европа и Китай. Но тогда зачем столько тратить?
Мы тратим, тратим, тратим, …потом создаем «Булаву», которая летает в пьяном состоянии и непонятно куда падает, и начинаем гордиться тем, что при этом никого не убило. Вот такое высшее достижение нашего военного хайтека. Надо же, смотрите, ракету запустили, она улетела, но реально никого не убило…
А что думает народ?
Результаты октябрьского исследования Аналитического центра Юрия Левады выявили устойчивый образ врага в общественном сознании россиян. Имя этому врагу — Грузия. В соответствии с этим посылом большинство российских граждан поддерживает курс на ужесточение политики Москвы в отношении Тбилиси и одобряет те меры, которые были приняты против Грузии.
Отношение к зарубежным странам и народам
Как Вы в целом относитесь сейчас…
Хорошо* Плохо** Затруднились ответить
К США 50 39 11
к американцам как к народу 75 16 9
К Евросоюзу 69 16 15
к жителям Западной Европы 86 7 7
К Китаю 62 26 12
к китайцам 71 20 9
К Украине 61 31 8
к украинцам 81 14 5
К Грузии 32 58 10
к грузинам 58 33 9
*) очень хорошо, в основном хорошо
**) в основном плохо, очень плохо
Как видим, во всех без исключения случаях отношение к гражданам зарубежных стран заметно лучше отношения к самим странам (государствам, правительствам). В сегодняшней ситуации особенно важно обратить внимание на преобладание хорошего отношения к грузинам при преимущественно негативном отношении к Грузии.
Обострение отношений с Грузией: причины и последствия
Большинство опрошенных (51%) считает, что ответственность за нынешнее обострение российско-грузинских отношений, в первую очередь, несут грузинские власти, только 5% винит в этом власти России, 37% склонны возлагать ответственность на обе стороны.
44% согласны с тем, что грузинские власти ведут «антироссийскую политику» по указке США, 33% объясняют такую политику желанием Грузии вступить в НАТО, 23% связывают ее с требованием грузинских властей вывести из страны российские военные базы, 19% - с требованием вывести российских миротворцев из Абхазии и Южной Осетии, 24% - с оскорбительными высказываниями грузинских политиков в адрес России и ее президента. Лишь 7% не считают, что власти Грузии ведут антироссийскую политику.
По мнению 53%, в нынешнем росте напряженности между Россией и Грузией, прежде всего, заинтересованы грузинские власти, только 7% считают, что это российские власти, 41% указывает на власти США, 9% - на власти других западных стран.
Только 9% опрошенных полагают, что задержанные недавно в Грузии сотрудники российских спецслужб занимались шпионажем, 65% считают обвинения в их адрес надуманными и несправедливыми.
Оценки «ответных» мер
В центре внимания общества и официальных инстанций в России, в Грузии, а также во многих зарубежных странах и международных организациях оказались в последние недели акции российских властей, предпринятые в качестве ответа на "шпионский" инцидент. В большинстве случаев российское общественное мнение поддерживает эти действия.
Одобряете ли Вы…
Да* Нет**
Экономическую блокаду Грузии 64 24
Запрет на ввоз вина, коньяка, минеральной воды из Грузии 50 38
Прекращение транспортных связей с Грузией 56 33
Отзыв российского посла из Тбилиси и прекращение выдачи российских виз гражданам Грузии 58 28
Усиленные проверки и закрытия компаний, ресторанов, казино, принадлежащих грузинам 74 18
Депортацию из России всех грузин, даже тех, у которых есть российское гражданство 38 49
Проведение военной операции против Грузии 18 71
Как видим, развернутая и зачастую доведенная до истерики антигрузинская кампания, подогреваемая практически единодушной позицией влиятельных российских СМИ — при почти полном отсутствии критических суждений и молчании авторитетных деятелей науки, способных влиять на общественное мнение, пользуется значительной массовой поддержкой.
52% опрошенных одобряют нынешние действия российских властей по отношению к Грузии как «достойный ответ на провокации», только 16% видят в них «реакцию ущемленного самолюбия», а другие 16% - «отвлекающий маневр», за которым стоят какие-то российские политические или экономические интересы.
По мнению 37%, идущие сейчас проверки и закрытия предприятий, принадлежащих грузинам, делаются «по указанию В.Путина», 26% считают, что это происходит независимо от его указаний, из стремления местных властей «выслужиться» перед начальством, а 26% полагают, что милицейские и контрольные органы «просто делают свою работу».
Только в одной позиции из приведенного выше перечня «карательных» мер относительное большинство (половина) опрошенных выражает несогласие с официальной линией: массовой депортацией из России лиц грузинской национальности. Как известно, именно эта акция вызывает в последнее время наиболее резкую критику со стороны правозащитных и международных организаций.
Решительное несогласие вызывает — пока гипотетический — вариант военных действий в отношении Грузии. Вероятность такого развития событий считают «очень большой» всего 5%, но довольно большой" — 34%, по мнению 50%, такая вероятность очень мала или практически исключена.
О последствиях «антигрузинской» кампании
Значительная часть опрошенных (44% против 30%) думает, что нынешние действия российских властей" по отношению к Грузии и грузинам приведут к укреплению позиций России в кавказском регионе, а 54% (против 21%) — что результатом станет даже укрепление международного авторитета России.
В то же время, 57% отдают себе отчет в том, что эти действия приведут к ухудшению отношений между Россией и Грузией (лишь 19% предполагает улучшение отношений между странами), а 43% (против 22%) - что результатом будет сближение Грузии с Западом и НАТО.
Что же касается значения сегодняшнего конфликта с Грузией для положения в России, то всего 17% предполагают, что конфликт создаст условия для переизбрания В.Путина президентом на третий срок, 12% - что он ухудшит условия для переизбрания, почти половина (48%) — что конфликт не имеет никакого отношения к проблеме президентских выборов в России.
Но с тем, что действия российских властей в отношении Грузии и людей грузинской национальности могут привести к разжиганию национализма и экстремизма в России, согласны в целом 56% (в том числе, определенно согласны 14%), не согласны — 28% (определенно не согласны только 5%), 17% затрудняются ответить. Такому суждению нельзя отказать в трезвости и серьезности, столь редких в атмосфере нагнетания массовых страстей, делают вывод социологи Левада-центра.