• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

В чем фокус? На прошлой неделе завершилась интрига с преемником президента. Все оказалось неожиданно просто

КоммерсантЪ-Власть. 17 декабря 2007

Евгений Гавриленков, управляющий директор компании "Тройка Диалог". Медведев очень выгодная для Кремля кандидатура, так как он наверняка завоюет голоса либеральных избирателей, которые могли бы проголосовать за кандидата от оппозиции. После такого хода у оппозиционеров не осталось ни шанса.

Сергей Степашин, глава Счетной палаты. Какие фокусы? Мы же не в цирке, а в нормальной стране. Что касается Дмитрия Медведева, то, на мой взгляд, вопрос решен - он будет единственным кандидатом от партии власти. Но неожиданности будут, ведь еще будут выдвигаться Жириновский с Зюгановым.

Глеб Павловский, президент Фонда эффективной политики. Это внутренний выбор Путина, который вовсе не означает, что Медведев получил больше доверия, чем Иванов. Мне кажется, что теперь Путин должен как-то продемонстрировать внимание к Иванову. Этот ход лишь показывает, что Путин считает Медведева более легкой фигурой. Выбор бывшего министра обороны Иванова мог бы быть неправильно истолкован Западом.

Геннадий Зюганов, лидер КПРФ. А чего тут удивляться, Медведев - главный друг и главный проводник идей Путина. Выдвижение Медведева может свидетельствовать о том, что Путин будет форсировать процесс создания полноценного союзного государства России и Белоруссии, которое потом и возглавит.

Михаил Кузнецов, губернатор Псковской области. Никакого фокуса, все по-честному. Просто нужна определенность по поводу того, в какой стране мы проснемся в 2008 году. А экспертам, которые пытаются предсказывать комбинации, нужно меньше думать и больше заниматься практикой. Хотя если бы они действительно могли предсказывать, они бы уже работали в администрации президента.

Зиновий Коган, председатель КЕРОР. Может быть, фокус в том, что мы даже не догадываемся, насколько сильным президентом Медведев может стать. Я встречался с ним и могу сказать, что он чрезвычайно резок, конкретен и гораздо жестче Путина. На заседаниях, к примеру, Медведева боятся как медведя-шатуна, даже Путина никто так не боится. Еще одна интрига - справится ли Путин с премьерской должностью? Ведь одно дело быть директором завода, и совсем другое - стоять у станка, когда если запорол деталь, так уж запорол.

Ярослав Лисоволик, старший экономист Deutsche Bank. Интрига еще не исчерпана, так как непонятна дальнейшая роль Путина. Не факт, что он согласится стать премьером. А выбор Медведева абсолютно понятен. Он наиболее молодой из всех кандидатов, у него есть опыт работы в такой структуре, как "Газпром". Да и для рынка это новость позитивная, потому что одобрен самый либеральный кандидат.

Павел Бородин, госсекретарь Союзного государства России и Белоруссии. В том, что все равно все решает народ,- в Венесуэле ведь Чавеса прокатили. А вопрос о том, что Путин станет президентом Союзного государства, я считаю преждевременным - во-первых, конституционный акт не пишется под определенного человека, а во-вторых, еще уйму вопросов надо решить. Ведь, как говорят индусы, "Лучше быть головой мухи, чем задницей слона".

Владимир Жириновский, лидер ЛДПР. Фокус может быть и впереди. "Единая Россия" за полчаса до начала съезда может сказать, что на высшем совете партии было принято решение выдвинуть другую кандидатуру. А эту выдвинули, чтобы посмотреть на реакцию общественного мнения.

Никита Белых, лидер СПС. После парламентских выборов любые действия президента уже интрига. А Медведев уже победил. Выборы можно не проводить, а выдать открепительные талоны в Мордовии и на Северном Кавказе, и 99% поддержки у преемника уже "в кармане". Вот это и будет фокус.

Валентин Степанков, в 1991-1993 годах генпрокурор России. Если бы имя преемника было названо слишком рано, то его при желании легко можно было бы скомпрометировать. Кроме того, для власти было выгодно, чтобы сохранялась интрига. С одной стороны, Путин говорил, что будет до конца соблюдать Конституцию. С другой стороны, в обществе ходил миф, что он никуда не уйдет.

Александр Гуров, генерал-майор милиции, депутат Госдумы четвертого созыва. Преемник был определен еще четыре года назад. Недаром Медведева бросили на социальный блок. Президент, видимо, решил: справится - быть ему президентом. Кроме того, Медведев интеллигентный человек, не экстремист, а главное, он молодой. Значит, болеть не будет, спать на заседаниях не будет.

Александр Коржаков, в 1991-1996 годах начальник службы безопасности президента России. А нет никакого фокуса. Создана команда, которая придерживается одного курса. По Конституции полагается смена госдеятелей. Ничего кардинального не произошло и не произойдет - смена же будет в одной команде.

Евгений Гавриленков, управляющий директор компании "Тройка Диалог". Медведев очень выгодная для Кремля кандидатура, так как он наверняка завоюет голоса либеральных избирателей, которые могли бы проголосовать за кандидата от оппозиции. После такого хода у оппозиционеров не осталось ни шанса.

Василий Бочкарев, губернатор Пензенской области. В образовании Медведева. Он юрист, а это для нашей страны немаловажный фактор. Вообще, фокус был сделан Путиным, когда он доверил Медведеву социальную сферу. Тогда думали, что это понижение. А оказалось, что в здравоохранении, образовании и сельском хозяйстве все кардинально изменилось.

Вячеслав Игрунов, директор Международного института гуманитарно-политических исследований. Я не вижу ни фокуса, ни подвоха. Те "неожиданные" решения, которые принимались до того, носили чисто технический характер, ведь от смены Фрадкова на Зубкова ничего особенного не происходит. Теперь же, когда идет реальное изменение конфигурации власти, Путин принимает взвешенное решение.

Олег Сысуев, первый зампред совета директоров Альфа-банка. Фокус заключается в том, чтобы в нашей регулируемой политической системе была внешняя легальная сторона. Владимир Владимирович сделал все очень вовремя, и совершенно логично, что Медведев сразу предложил ему должность премьера. На посту президента Путин показал, что ему больше нравится заниматься конкретными проектами, а должность премьера для этого подходит как нельзя лучше.

Александр Невзоров, в 1987-1993 годах автор и ведущий программы "600 секунд", депутат Госдумы четвертого созыва. Я подозреваю, что сценарий в Кремле "съехал". Ведь если быть последовательным, то имя преемника мы должны были узнать лишь перед самими выборами. Нам бы говорили, что есть такой кандидат в президенты - преемник, лицо которого закрывали бы во время показа черным квадратиком. Что-то в планах Кремля пошло не так.

Георгий Сатаров, президент фонда "Индем". Рано подводить итоги. Вся эта двухдневная пиар-акция отнюдь не определяет финал. Она даже не в духе власти, слишком быстро, по-рабочему и без помпы. Скорее всего, это, во-первых, попытка компенсировать перекос в сторону силовиков. Во-вторых, задача внести успокоение в ряды бюрократии.

Игорь Родионов, генерал армии, в 1996-1997 годах министр обороны РФ. Путин столько раз заявлял о своем уходе, что теперь не может не уйти, а этого ему ой как не хочется. Поэтому он позвал Медведева и сказал: "Дима, давай мы выдвинем тебя, ты выдвинешь меня, а потом поменяемся". Я не верю этим людям, это воспитанники Собчака и если они будут продолжать управлять страной, Россию ждет беда.

Марат Гельман, политолог, в 2002-2003 годах заместитель руководителя ОРТ. Ни в чем. Все остальные ходы, которые общественность домысливала за президента, были прикрытием, чтобы Медведева держали в уме, но внимания особого не обращали. Нужно было выждать, чтобы на преемника не сразу были направлены критические стрелы общественного мнения. И я не думаю, что объявится второй кандидат, некому выдвигать, и некого: Зубков - ярко выраженный "совок", Иванов - ястреб и так далее.

Мартин Шаккум, член президиума генсовета "Единой России". Очевидно, что чем более высокий пост займет Владимир Путин после избрания нового президента, тем больше гарантий, что этот курс будет продолжен и получит дальнейшее развитие. При этом необходимо понимать, что именно правительство непосредственно отвечает за претворение в жизнь намеченного стратегического курса.

Геннадий Селезнев, председатель Госдумы второго и третьего созывов. Фокус не в том, что Медведев стал преемником, а в том, что он идет на выборы вместе с Путиным парой. Такого тандема Конституция не требует, но думские выборы показали, что если кто-то идет вместе с Путиным, то он сразу получает карт-бланш. Так что сто процентов проход с первого тура Медведеву обеспечен. Тут впору задуматься: а стоит ли другим выдвигаться?