• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Два капитана Дмитрий Медведев получит уже готовый к плаванию корабль под названием "Россия" — вместе с Владимиром Путиным в качестве опытного шкипера

Итоги. 24 декабря 2007

Именно вариант двух капитанов без изменения законодательства задолго до победы "Единой России" и последовавших за этим событий предсказал в интервью "Итогам" глава РСПП Александр Шохин. Предположив, что при определенных условиях Владимир Путин мог бы возглавить будущее правительство, Шохин отверг возможность передачи этому правительству каких-то дополнительных полномочий: "Законодательно ничего менять не придется. Конструкция складывается "на берегу", на основе некоего общественного договора. Необязательно его перед камерами заключать под звуки фанфар... Я не исключаю следующей процедуры. Кандидата в президенты (по инициативе Владимира Путина) выдвигает партия большинства, которая, в свою очередь, этим большинством обязана своему "номер один". В этом... случае это был бы уже не "преемник", номинированный Путиным-президентом, а кандидат, выдвинутый Путиным — лидером парламентского большинства… Другое дело, что "на берегу" эти два лидера могут обсуждать и другие темы, в том числе и то, как будут строиться их личные отношения после президентских выборов".

ТРЕТЬЕГО МАРТА БУДУЩЕГО ГОДА, НА следующий день после выборов нового президента, мы не проснемся в новой стране. Владимир Путин сделал все, чтобы освободить следующего главу государства и от решения сложных политических проблем, и от организационных хлопот, связанных с формированием новой администрации, правительства и других властных структур. Дмитрий Медведев получает власть "под ключ", не требующую ни косметического обновления, ни даже перестановки мебели. Обеспечена не только преемственность курса, но и стабильность личного положения большинства проводящих его людей. Показательно и то, что избирательный штаб кандидата в президенты Медведева возглавил глава администрации действующего президента Сергей Собянин.

Все идет к тому, что выстроенная Путиным структура власти и подобранная им команда останутся надолго. Эпоха "технических" премьеров с приходом на этот пост нынешнего президента закончится. И вторым человеком в государстве он будет лишь с формальной точки зрения. Фактически же связка президент — премьер станет больше напоминать равноправный правящий тандем. Для этого не придется ни переписывать Конституцию, ни даже вносить изменения в закон о правительстве.

Представление о том, что после 1993 года у нас возникла сверхпрезидентская республика с необъятными полномочиями главы государства, не вполне соответствует действительности. Нынешняя модель власти в России наиболее близка по духу и букве к той, что создана французами в 1958 году и называется Пятой республикой. Перекройка власти была тотальной. В результате центр тяжести сместился в сторону президента Франции: из номинальной фигуры он стал истинным главой государства, получив право назначать и смещать премьера и министров, утверждать законы, назначать референдумы. Премьер тоже не был обойден вниманием — его полномочия в современной Франции, как и в России, весьма обширны. Кстати, именно история этой страны дала и пример смены президентского статуса на премьерский: Раймон Пуанкаре семь лет прослужил президентом республики, а потом вернулся во власть уже премьером. Кстати, главой кабинета он становился трижды.

Эта модель власти расставила четкие акценты: у государственного корабля два капитана. Президент курирует вопросы внешней политики и обороны, а премьер — экономическую, социальную и финансовую сферы. При этом во Франции, как и в России, многое зависит от личности. Премьер, подчиняясь по должности президенту, вполне может быть более или равно влиятельной политической фигурой. Он даже способен вмешиваться в исключительные полномочия главы государства. Скажем, в свое время Евгений Примаков, будучи главой правительства, совершил известный "разворот над Атлантикой", напрямую вторгнувшись в президентскую сферу — выработку внешней политики.

Российская система власти при переходе Владимира Путина на премьерский пост не требует практически никакой перенастройки. Сам нынешний глава государства уже отверг возможность перераспределения полномочий президента в пользу премьера: "Россия такая страна, которая... нуждается в сбалансированной, но сильной президентской власти.

И я категорически против того, чтобы ущемлять конституционные права президента". Кстати, конституционные права премьера также весьма обширны. По сути, они дублируют президентские. Да, глава государства назначает членов правительства. Но премьера — лишь с одобрения думского большинства, а всех прочих членов кабинета, включая силовиков, по представлению председателя правительства. Существенная разница в полномочиях двух главных действующих лиц одна: первое из них (президент) в принципе может уволить второе (премьера). Однако в этом случае все зависит прежде всего от их личных отношений, политического веса и кулуарных договоренностей.

Именно вариант двух капитанов без изменения законодательства задолго до победы "Единой России" и последовавших за этим событий предсказал в интервью "Итогам" глава РСПП Александр Шохин. Предположив, что при определенных условиях Владимир Путин мог бы возглавить будущее правительство, Шохин отверг возможность передачи этому правительству каких-то дополнительных полномочий: "Законодательно ничего менять не придется. Конструкция складывается "на берегу", на основе некоего общественного договора. Необязательно его перед камерами заключать под звуки фанфар... Я не исключаю следующей процедуры. Кандидата в президенты (по инициативе Владимира Путина) выдвигает партия большинства, которая, в свою очередь, этим большинством обязана своему "номер один". В этом... случае это был бы уже не "преемник", номинированный Путиным-президентом, а кандидат, выдвинутый Путиным — лидером парламентского большинства… Другое дело, что "на берегу" эти два лидера могут обсуждать и другие темы, в том числе и то, как будут строиться их личные отношения после президентских выборов".

Переговоры "на берегу" по всем принципиальным вопросам, судя по всему, завершились успешно. А детали можно решить и в рабочем порядке, но вряд ли и в этом возникнут какие-то сложности. Проблема передачи президентских полномочий от Путина к Медведеву в принципе не существенна. По сути это лишь смена вывесок на кабинетах. Повторим: по действующей Конституции полномочия премьера и президента отличаются незначительно. Путин, скажем, утратит право назначать высших военачальников, но сохранит как премьер оперативный контроль за Минобороны и прочими силовыми ведомствами.

Следует ли ожидать серьезных кадровых перестановок в правительстве и администрации президента? Владимир Путин и на президентском посту, и будучи до того премьером показал, что к кадрам он относится весьма бережно и для того, чтобы расстаться с кем-то, ему нужны очень веские причины. Впрочем, Владимир Жириновский, прогнозы которого нередко сбываются, предположил в интервью "Итогам", что после победы Дмитрия Медведева (в успехе своего соперника на президентских выборах лидер ЛДПР нисколько не сомневается) кадровые перестановки все же произойдут.

"Стабильность курса не означает стабильность кадров", — считает Жириновский. По его мнению, будут заменены как минимум два десятка губернаторов и половина министров. Впрочем, кадровые решения в исполнительной власти вряд ли будут радикальными.

Скажем, с обновлением персонального состава Думы ее руководство не претерпело серьезных изменений — пост председателя палаты по-прежнему будет занимать Борис Грызлов, а в думском президиуме практически все те же вице-спикеры от "Единой России". Отличие от прежней Думы лишь в том, что на этот раз трем менее успешным парламентским партиям "единороссы" намерены выделить аж 6 комитетов из 32.

Причины такой щедрости вполне объяснимы: оставить без думских портфелей "заклятых друзей" из "Справедливой России", с которыми у них теперь единый кандидат в президенты, "единороссы" просто не могут. Ну а поделиться комитетами с СР и при этом обделить КПРФ и ЛДПР, получивших в Думе куда больше депутатских мандатов, было бы неприлично.

Подобная "косметика" существенно не изменит лицо власти. Наша Третья республика (по числу российских президентов) за исключением смены первого лица начнет свою историю под лозунгом: "Те же и там же".