• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Постиндустриальное развитие регионов тормозит низкое качество управления

Альянс Медиа. 5 апреля 2007

К регионам постиндустриального развития сегодня можно отнести только один субъект РФ – г. Москву. Такой вывод был сделан на прошедшем в ГУ-ВШЭ в четверг, 5 апреля, в рамках VIII Международной научной конференции «Модернизация экономики и общественное развитие» заседании на тему «Евроазиатские тренды постиндустриального развития регионов».

К регионам постиндустриального развития сегодня можно отнести только один субъект РФ – г. Москву. Такой вывод был сделан на прошедшем в ГУ-ВШЭ в четверг, 5 апреля, в рамках VIII Международной научной конференции «Модернизация экономики и общественное развитие» заседании на тему «Евроазиатские тренды постиндустриального развития регионов».
В своем докладе профессор, зам заведующего кафедрой Региональной экономики экономического факультета ГУ-ВШЭ Алексей Скопин отметил, что на уровне регионального и федерального управления индустриальная парадигма до сих пор резко преобладает над постиндустриальной. Между тем только постиндустриальная экономика позволяет в разы увеличить доходы ВРП на душу населения и решить множество социальных проблем в регионах.
Поэтому переход на постиндустриальное развитие необходим и неизбежен, считает ученый. И ставку в развитии нужно делать на новый и ранее не используемый тип ресурсов – виртуальный. Безусловные выгоды постиндустриального хозяйства заключаются в экономии природных ресурсов, уменьшении затрат на создание рабочего места, сокращении срока создания конечного продукта, в получении максимального дохода.
Однако в современной России постиндустриальный сектор экономики только для Москвы является локомотивом экономического развития. «Московский феномен» ученый связывет с тем, что в условиях, когда в России активно развивался сырьевой сектор экономики, произошел приток инвестиций в Москву, а не в газо- и нефтедобывающие регионы. Все, что связано с предоставлением банковских, страховых и финансовых услуг, стало развиваться в Москве. И не последнюю роль в этом процессе сыграл фактор близости к государственным центрам принятия управленческих решений. Но именно Москва благодаря инфраструктурным возможностям, высокому качеству человеческого капитала, коммуникациям с западными бизнесменами смогла развить новый постиндустриальный сектор экономики.
И произошло это в условиях, когда на уровне администрации столицы ставка в развитии делается на индустриальное развитие. «Существование порядка 200 промышленных площадок на территории города говорит о том, что на уровне управления пытаются поддержать промышленный сектор несмотря на многочисленные случаи вытеснения индустриального сектора постиндустриальным», - отметил профессор ГУ-ВШЭ.
По его мнению, еще три российских региона имеют существенные предпосылки для развития постиндустриального сектора. Это Санкт-Петербург, Калининградская область и Краснодарский край, но назвать их можно только потенциально возможными центрами развития постиндустриального сектора. Остальные субъекты РФ отнести только к постиндустриальной периферии.
Такие невысокие региональные показатели постиндустриального развития ученый связывает с низким уровнем управленческих кадров, воспитанных в идеологии «ресурсного развития со ставкой на материальные ресурсы». А. Скопин считает, что изменить видение регионального развития за счет крупных индустриальных проектов в пользу многочисленных проектов малых и средних предприятий, практически независящих от регионального управления, можно только изменив систему профессионального образования и подготовки управленцев. Кроме того, он считает, что для постиндустриальной экономики на уровне управления необходим переход от «аграрной вертикали» к постиндустриальной горизонтали и сетевому взаимодействию.
Но самое главное, что при разработке стратегий развития российских регионов важно делать ставку на развитие постиндустриального типа экономики. «Колоссальная проблема России - в нестыковке управленческих решений, построенных по аграрному принципу, с существующим уровнем экономического развития, характеризующимся появлением предприятий малого бизнеса, работающих уже в постиндустриальной сфере», - заключил ученый.
В своем докладе с двойным названием «Постиндустриальная трансформация регионов России, или хвост виляет собакой» член ученого совета государственного научно-исследовательского учреждения «Совет по изучению производительных сил» (СОПС) Александр Пилясов попытался доказать, что на сегодняшний день «сервисные» регионы диктуют промышленным, что и как им производить. По его мнению, «сервисное развитие» прогрессивно на примере корпораций. Если в СССР крупные промышленные предприятия определяли уровень развития экономики, а кадровые, бухгалтерские службы и службы сбыта продукции рассматривались как периферия и ничего не определяли, то в новых рыночных условиях уже маркетинговые и финансовые службы определяют для корпорации правила игры, т. е. "хвост начинает вилять собакой". Регион, в котором активно развивается сервисный сектор ученый называет «сервисным». По его мнению, причина межрегиональных контрастов состоит в том, что перелом, вызванный постиндустриальной трансформацией регионы проходят с разной скоростью, и по этой причине возникают различия в их социально-экономическом развитии.
По его словам, при постиндустриальном переходе идет активное переселение квалифицированных кадров из промышленной периферии в сервисные центры. Налицо новый этап урбанизации, когда трудовая миграция насления происходит не по принципу "из деревни в город", а в условиях, когда на смену городским ценностям как таковым приходит интерес работать и жить в городах - сервисных центрах. Пример тому - активный приток трудовых кадров в такие центры инновационного развитития, как Дубна и Новосибирск.
Ученый считает, что с 2006 года Россия вышла на новый этап корпоративного развития – вертикальной дезинтеграции и аутсорсинга, характеризующийся трансформацией корпоративных иерархий в плоские сетевые структуры, динамичным развитием промышленного сервиса, трансформирующегося в промышленные услуги. И этот период продлится в течение 10-15 лет.
В новых условиях доля промышленной деятельности с горизонтальными контрактами – машиностроение, легкая и пищевая промышленность будет возрастать. В свою очередь сектор вертикальных контрактов, куда попадают черная и цветная металлургия и топливная промышленность, будет уменьшаться. «Но у каждого промышленного и даже аграрного региона есть свой шанс в постиндустриальной трансформации», - убежден А. Пилясов.