• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Налоги на нефть хотят увеличивать Теперь и для того, чтобы бороться с инфляцией

Независимая газета. 2003. № 66. 3 апреля

Выступая вчера на 4-й международной научной конференции "Модернизация экономики России: социальный контекст" председатель Центробанка РФ Сергей Игнатьев отметил, что у ЦБ есть две основные задачи на этот год: снижение денежной массы (в целях борьбы с растущей инфляцией), а также недопущение значительного укрепления курса рубля.
...Однако с позиций бизнеса чрезмерное внимание денежных властей к борьбе с инфляцией, которое к тому же оборачивается повышением налогов, не только не обосновано, но и ошибочно. По словам главы ОАО "Объединенные машиностроительные заводы" Кахи Бендукидзе, бороться с инфляцией - это всегда отнимать деньги в первую очередь у тех, у кого они есть. "А что плохого в том, что в стране стало реально больше денег? - задается вопросом Бендукидзе...

Выступая вчера на 4-й международной научной конференции "Модернизация экономики России: социальный контекст" председатель Центробанка РФ Сергей Игнатьев отметил, что у ЦБ есть две основные задачи на этот год: снижение денежной массы (в целях борьбы с растущей инфляцией), а также недопущение значительного укрепления курса рубля.
Судя по первому кварталу, у Банка России с решением этих проблем пока не все гладко. Укрепление рубля за первые 2 месяца 2003 года составило ноль процентов, а в марте, согласно предварительной оценке, рубль вырос в пределах 1-2%. В то же время инфляция в первом квартале составит 5,1%. Для того чтобы удержать курс рубля и инфляцию, Сергей Игнатьев попросил правительство повысить предельную ставку экспортной пошлины на нефть с 40 до 60%.
Логика главного банкира страны такова: высокие цены на нефть приводят к необходимости стерилизации денежной массы. Когда стоимость сырья высока, в Россию поступает большое число долларов, которые скупает главным образом Центральный банк. В результате этих операций в экономику поступает огромное количество рублей. В итоге растет инфляция.
Если же вырученные нефтяниками средства "связать", например, высокими налогами, то рублевая масса расти не будет и инфляция снизится. Тогда, по его словам, Центробанку, несмотря на не самые благоприятные условия для проведения денежно-кредитной политики (высокие цены на нефть), в 2003 году удастся удержать реальное укрепление рубля в пределах 6%, а также снизить инфляцию до уровня не более 12%.
Однако с позиций бизнеса чрезмерное внимание денежных властей к борьбе с инфляцией, которое к тому же оборачивается повышением налогов, не только не обосновано, но и ошибочно. По словам главы ОАО "Объединенные машиностроительные заводы" Кахи Бендукидзе, бороться с инфляцией - это всегда отнимать деньги в первую очередь у тех, у кого они есть. "А что плохого в том, что в стране стало реально больше денег? - задается вопросом Бендукидзе. - Люди получили возможность тратить больше, стимулируя тем самым развитие определенных сегментов рынка товаров и услуг". Предпринимателей же больше волнует, чтобы на них не наехали бандиты, милиция или губернатор и чтобы не слишком сильно выросли тарифы естественных монополий. А будет инфляция 14 или 16% - для них не так уж существенно. Это важно главным образом для долгосрочных сбережений граждан и крупных долгосрочных инвестиционных проектов. Поэтому, считает Бендукидзе, не надо делать из борьбы с инфляцией фетиш. "И не надо ни у кого отбирать деньги, пусть люди тратят, - уверен предприниматель. - Самое лучшее, что может сейчас сделать государство, - просто не мешать бизнесу самостоятельно решать проблему повышения конкурентоспособности, уходя от вертикальной интеграции и избавляясь от непрофильных активов".
Зачем государству деньги нефтяников, пояснил первый заместитель министра промышленности, науки и технологий Андрей Фурсенко. Он полагает, что государство должно активно вмешиваться в экономические процессы, поскольку только оно может встать над узкими интересами различных групп при определении приоритетов развития. В США венчурный бизнес, например, создавался главным образом через госпрограммы, подразумевающие либо долевое участие государства в тех или иных проектах, либо гранты, не требующие немедленной экономической отдачи (при условии, что создаваемая интеллектуальная собственность будет использоваться для нужд развития в первую очередь внутри страны). По тому же пути с большим успехом пошли, по словам Фурсенко, Израиль и Финляндия. Только государство, утверждает он, может позволить себе роскошь вкладывать деньги в рискованные направления, не требуя ничего взамен в расчете на отдачу в более или менее отдаленной перспективе. Проблема в том, что проводимая сегодня российским правительством экономическая политика не в состоянии решать такие задачи. Как утверждает советник президента РФ по экономическим вопросам Андрей Илларионов, в последние два года увеличение нерыночных секторов экономики вкупе с обострившейся "голландской болезнью", ведущей к повышению реального курса рубля, уже привели к росту совокупных издержек российской экономики и к снижению ее конкурентоспособности. Удержать статус-кво правительству не удастся, иначе начнется серьезный бюджетный кризис. И чем раньше от "формулы стагнации" правительство перейдет к "формуле успеха", подразумевающей, в частности, сокращение государственного и монопольного секторов экономики и бюджетную политику, предусматривающую не рост, а снижение реального курса рубля, тем больше у него шансов привести страну к "российскому экономическому чуду", в реальность которого советник президента до сих пор верит.