• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Контракт на всю жизнь

Бюллетень оперативной информации "Московские торги". 2016. № 6. 23 мая

Понятие контрактов жизненного цикла (КЖЦ) для госзакупок — новое, чаще всего оно применяется, если речь идет об инновационных решениях и технически сложных отраслях экономики. В самом деле, мало просто закупить продукт, надо его еще обслуживать, ремонтировать, а по окончании срока службы утилизировать. О том, что такое КЖЦ, когда они появились, как работают в российской экономике, мы беседуем с заместителем председателя комитета по закупкам отечественных товаров, работ, услуг Гильдии отечественных специалистов по государственному и муниципальному заказам Валерием Гринёвым.

— Валерий Павлович, расскажите, пожалуйста, что такое контракты жизненного цикла, в чем их особенность, какими нормативными документами они регулируются?

— Как известно, под контрактом жизненного цикла понимают контракт, который предусматривает не только закупку товара, его дальнейшее обслуживание, ремонт и утилизацию, но и такие виды работ, как проектирование и строительство.

Понятие контрактов жизненного цикла раскрыто в ч. 16 ст. 34 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ. Случаи, в которых могут заключаться КЖЦ, изначально были определены постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 № 1087, в которое более поздними постановлениями, в частности от 29.12.2015 № 1480, были внесены существенные изменения, которые в основном касались расширения перечня случаев, где могут применяться КЖЦ.

В актуализированной редакции говорится, что контракт жизненного цикла заключается в случаях выполнения работ по проектированию и строительству автомобильных дорог, инфраструктуры морских и речных портов, аэродромов, объектов системы коммунальной инфраструктуры, иных объектов, включая объекты капитального строительства в сфере здравоохранения, предназначенных для санаторно-курортного лечения, в том числе для стационарного и полустационарного социального обслуживания граждан, а также объекты капитального строительства в сфере культуры и культурного наследия.

Отдельно в постановлении прописаны случаи закупки железнодорожного подвижного состава, транспортных средств метрополитена, внеуличного транспорта и городского наземного электрического транспорта, а также воздушных судов, морских и речных судов, медицинского оборудования и др.

— Насколько востребованы сейчас контракты жизненного цикла?

— О востребованности КЖЦ говорить пока рано, поскольку рынок КЖЦ еще только формируется. Кроме того, до конца не ясно, кто может представлять ту и другую сторону КЖЦ. Думается, что на этот вопрос законодателю еще предстоит ответить. В настоящее время можно лишь говорить о том, что контракты жизненного цикла вызывают определенную заинтересованность у государственных заказчиков, поскольку теоретически такие контракты способны решать многие проблемы. 

— В каких отраслях чаще всего применяются КЖЦ?

— В первую очередь это строительная отрасль, поскольку случаями заключения КЖЦ изначально являлись проектирование и строительство, а с учетом внесенных изменений добавились другие сферы применения таких контрактов — реконструкция, эксплуатация и реставрация. Как следует из правительственного постановления, КЖЦ могут быть применены везде, где речь об обслуживании того, что закуплено. К примеру, мало просто выполнить работу по монтажу электрической сети, ведь нужно же еще комуто, условно говоря, менять лампочки и проводить профилактические работы.

В обычных условиях в каждом из этих случаев необходимо проводить закупочные процедуры и заключать договор. Это долго, неудобно и подчас не всегда безопасно с точки зрения коррупционных проявлений, зато контракт жизненного цикла позволяет один раз заключить договор и больше не возвращаться к этой проблеме.

— Как контракты жизненного цикла проходят через процедуру госзакупок?

— Примеров заключения КЖЦ пока немного. Поэтому собрать какую-то более-менее достоверную статистику об их заключении и выполнении пока не представляется возможным.

— Могут ли контракты жизненного цикла способствовать развитию конкуренции?

— Я думаю, что вполне могут, но с несколькими оговорками. Сторона КЖЦ как минимум должна иметь право осуществлять проектирование и строительство, а также, в некоторых случаях, реконструкцию и эксплуатацию, что само по себе сужает круг потенциальных участников закупок. Здесь очень важна позиция ФАС, потому что в случае полноценной реализации контрактов жизненного цикла у ФАС будет большой соблазн обвинить заказчика в ущемлении конкуренции. Думается, что все эти вопросы должны быть отрегулированы.

— Способны ли контракты жизненного цикла решить проблему государственно-частного партнерства в РФ?

— Конечно, способны. При этом КЖЦ как новая форма концессионных соглашений могут быть востребованы не только в рамках государственно-частного партнерства, но и муниципально-частного партнерства.

— Не создаются ли для них препятствия со стороны заказчиков?

— Дело не в препятствиях со стороны заказчиков, а в некотором роде отсутствии понимания у всех участников закупок процесса получения соответствующими сторонами КЖЦ прав на их реализацию в денежном выражении. Сюда же стоит добавить и тот факт, что недостаточно хорошо отрегулированы способы определения стоимости КЖЦ. А ведь это один из основных критериев оценки заявок соответствующих участников закупки. Проблемными являются и вопросы обеспечения исполнения контракта на всем протяжении срока действия КЖЦ, а также гарантийных обязательств.

Осложняет дело в продвижении КЖЦ на рынок закупок и вопрос отсутствия типовой формы КЖЦ в библиотеке контрактов. С развитием КЖЦ возникнет также вопрос о необходимости ведения их отдельного реестра и правопреемства и т.д. Пока тут больше вопросов, чем ответов.

— Каковы перспективы развития подобных контрактов?

— Перспективы есть, свидетельством чему является активная законодательная работа, направленная на внедрение и обоснование применения контрактов жизненного цикла в закупочной деятельности. Если раньше контракты жизненного цикла в основном применялись в рамках только Закона о контрактной системе № 44-ФЗ, то сейчас президент поручил правительству внести предложения по внедрению возможности заключать договоры жизненного цикла при закупках по Закону № 223-ФЗ.

Думается, что более широкое внедрение контрактов жизненного цикла будет способствовать развитию отечественных предприятий, в особенности малого и среднего бизнеса, а также экономии бюджетных средств.

Статья в журнале