• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Жизненный мир советского рабочего в позднюю сталинскую эпоху (по дневнику Дмитриева 1946–1953). С

Жизненный мир советского рабочего в позднюю сталинскую эпоху (по дневнику Дмитриева 1946–1953)Социальная среда послевоенного советского города и «обжитые» советские пространства: версия к размышлению

«В феврале месяце происходили выборы в Верховный Совет СССР. Это было 10 февраля 1946 г. Вся эта комедия с выборами закончилась в один день. И пусть меня считают кем хотят, но я недоволен такими выборами. Это фактически не выборы, а только лишь сообщение народу, что в депутаты назначены такие-то и такие-то лица, как, например, у нас в городе — секретарь Обкома ВКП(б) Гусаров и секретарь ВЦСПС Шверник.

Правда, эти выборы помогли народу лишь только в том, что в наших магазинах ОРСа всем отоварили жиры за прошлые месяца… ржаной мукой» [1], — высказывался о выборах 1946 года рабочий авиамоторного завода им. Сталина в г. Молотове [2] Александр Дмитриев. Откровенная и одновременно аполитичная оценка событий выборов была оставлена им в личном дневнике 22 апреля 1946 года. Запись была сделана спустя два месяца после выборов отнюдь не случайно.

Александр Дмитриев вел дневниковые записи скрупулезно и регулярно. В конце 1945 — начале 1946 года жизненные обстоятельства вынудили его сделать паузу в записях: «Очень большой перерыв в писании дневника был вызван большими неприятностями в жизни. В основном причиной этому был квартирный вопрос» [3]. И вот, в марте-апреле 1946 года он восполняет пробелы, рассказывая о тех значимых событиях, что с ним произошли в начале 1946 года. Выборы 10 февраля — это памятная дата, которая позволяет ему вспомнить о более важных, с его точки зрения, коллизиях жизни: «Может быть, через несколько лет этот дневник попадет кому-нибудь в руки, и он посмеется над этой записью и скажет, что этого не могло быть. Но я еще раз пишу, что жиры действительно отоварили мукой» [4].

«Дневник рабочего», который здесь и далее широко цитируется, — это опубликованная Пермским государственным архивом новейшей истории (ПермГАНИ) часть личных дневников рабочего завода им. Сталина Александра Ивановича Дмитриева (Фонд № 6330) [5]. На протяжении нескольких десятилетий рабочий авиамоторного завода г. Молотова вел записи в частном дневнике, в которых касался самых разнообразных тем: от личных, семейных до общегосударственных, политических.

Александр Дмитриев ответственно относился к ведению дневника. Иногда жизненные ситуации делали затруднительными регулярные записи. Он старательно пояснял причину подобных перерывов: «Долго не писал потому, что жил два месяца в Москве. Вернее под Москвой на ст. Щербинка Курской ж.д.» [6]. Когда командировочные разъезды стали частью его повседневной жизни, он приспособился вести записи в специальных тетрадках, дополняющих основной дневник информацией о том, что происходило с ним вдали от дома. После окончания периода командировок А. Дмитриев даже подсчитал свои переезды:

«Окончательно подсчитал, сколько я проехал с 27/XI 48 г. по 22/VI 50 г. Получаются такие цифры:

а) по железной дороге — 43 204 км

б) по воде на пароходе — 3538 км

в) по воздуху на самолете — 2254 км

г) по морю на теплоходе — 343 км

Всего — 49 339 км» [7].

Делая записи, Александр Иванович откровенно рассказывал о том, что с ним происходило на работе и в быту, пытался рассуждать о мотивах своих поступков, иногда высказывал moralite: «Вчера на толкучке убили часов в 10 утра прямо в киоске скупщика вещей — еврея. Забрали у него около 8-и тысяч рублей денег и скрылись. По рассказам это были двое в военной форме, но задержать их не успели. А тот еврей через некоторое время умер. Вот из-за проклятых денег лишился жизни человек. Жалко. Хотя он и еврей!» [8]

На основании дневниковых записей А. Дмитриева предполагается провести реконструкцию жизненного мира уральского рабочего в послевоенные годы в соответствии с феноменологической концепцией (А. Щюц). Феноменологическая теория побуждает исследователей развернуться от анализа «объективных» структур социального мира к человеку как конструктору социального мира, чьи деяния, чувства и мысли лежат в основе социальной системы — общества [9]. В понимании А. Шюца «жизненный мир есть… действительность, которую мы изменяем с помощью своих поступков и которая в свою очередь меняет наши поступки. Можно сказать, что наша естественная установка в отношении мира повседневной жизни определятся лишь прагматическим мотивом» [10]. Жизненный мир — это освоенная, понятная и наполненная очевидными смыслами повседневность, которую конструирует человек в процессе деятельности. Она надиндивидуальна, так как опирается на коллективные формы сосуществования людей и одновременно наполнена смысловым содержанием, так как ориентирует людей в процессе принятия ими поведенческих решений. Оперируя этими понятными и доступными смысловыми конструкциями, отдельный индивид участвует в жизнедеятельности различных сообществ и социокультурных институтов.

В дневниковых записях А. Дмитриева ярко выделяется сюжетная и пространственная доминанта — это события, так или иначе связанные с заводским пространством: заводом и заводским поселком. Данное пространство выглядит для Дмитриева безопасным, понятным и естественным для принятия решений и общения с людьми, принадлежащими, так же как и он сам, к заводскому миру.

Заводской мир — это не только производственные отношения. Это мир насыщенных межличностных социальных связей, функционирующих поверх производственных норм и практик. Взаимные обязательства оказываются прочнее и значимее трудовых регламентов. А. Дмитриев иногда делает записи в дневнике на вполне бытовые темы, но их обыденность скрывает неотрефлексированное ощущение нашего героя, что в описываемой им ситуации происходит соприкосновение двух нормативных миров: «В субботу я был у Яшки в гостях на именинах. Это была, пожалуй, последняя сильная пьянка. Таких пьянок больше пока несколько времени мне не видать. Гостей было мало: директор и зав. производством чайной № 1, их жены, мой товарищ Витька с аккордеоном, мы с Зиной и Шурка. <…> Ночевали там же, где попало! Утром на другой день мне надо было на работу. Еще на дорогу я выпил, и мы с Зиной ушли домой. Времени было уже много. Я все равно на работу опоздал и решил совсем не ходить» [11].

Читать далее: http://gefter.ru/archive/18795