• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Выпускники нижегородских вузов на рынке труда

Комсомольская правда (Нижний Новгород). 14 апреля 2008

В вузах наступает пора защиты дипломов, и нижегородский рынок труда скоро пополнится очередной партией специалистов с высшим образованием. На что рассчитывают они и что ожидают от них? В работе "круглого стола" по проблемам трудоустройства принимают участие: зам. министра образования Нижегородской области Николай БАБАНОВ, зав. кафедрой информационных систем и технологий НФ ГУ-ВШЭ Эдуард БАБКИН, специалист по развитию лизинговых услуг кадровой компании "АНКОР" Полина БАЖУТОВА, корпоративный тренер компании "ЭР-Телеком" Юрий БЛИННИКОВ, декан факультета бизнес-информатики и прикладной математики НФ ГУ-ВШЭ Валерий КАЛЯГИН, директор по работе с людьми Поволжского филиала компании "Евросеть" Анна КЛИМАНОВА, руководитель отдела маркетинга компании "ЭР-Телеком " Валерий КОЛЯДА, декан факультета экономики НФ ГУ-ВШЭ Раиса КРАСАВИНА, проректор Нижегородской государственной сельскохозяйственной академии Алексей НОВОЖИЛОВ, помощник ректора по воспитательной работе, декан гуманитарного факультета Нижегородского института менеджмента и бизнеса Светлана ЧЕХОВА, специалист по подбору персонала ЗАО "НСС" Наталия АСКИНАДЗЕ, проректор Нижегородского государственного педагогического университета Наталья ЯКИМЕЦ.

На кого сегодня спрос?

- Система распределения ушла в прошлое, выпускники вузов сами ищут работу. Какие специальности сегодня наиболее востребованы на нижегородском рынке труда?

Полина БАЖУТОВА:

- По опыту работы "АНКОРа " на нижегородском рынке наиболее востребованы сегодня технические специальности.

Причем инженеры нужны не только в промышленной сфере, где надо непосредственно работать с оборудованием, но и в управленческом сегменте, и в области продаж, например, того же электротехнического оборудования. Некоторые компании уже пришли к тому, что готовы брать начинающего свою карьеру специалиста без опыта работы, сразу после вуза и растить его внутри компании по корпоративным стандартам. И совсем хорошо, если человек хоть в какой-то степени знает английский язык. На втором месте по востребованности - логисты и финансовые кадры, но именно с хорошей базой знаний.

- Сколько человек ежегодно пользуются услугами вашей компании?

Полина БАЖУТОВА:

- Компания "АНКОР" в прошлом году трудоустроила более 400 человек.

Алексей НОВОЖИЛОВ:

- Из этих 400 человек сколько оказались в торговле и сколько - на промышленных предприятиях?

Полина БАЖУТОВА:

- Сейчас на рынке труда торговля и промышленность занимают абсолютно равные позиции по востребованности. А если говорить о доходе работающего на промышленном предприятии, то он сегодня иногда выше, чем доход от работы в торговле. Потому что спрос на технических специалистов сегодня выше, чем предложение.

Эдуард БАБКИН:

- В крупных компаниях Нижнего Новгорода растет спрос на специалистов, владеющих методами анализа бизнес-процессов и навыками практического использования корпоративных информационных систем. В НФ ГУ-ВШЭ именно таких специалистов мы готовим по направлению "Бизнес-информатика".

В цене - активная жизненная позиция ? - Какие требования предъявляют сегодня работодатели к выпускникам вузов?

Полина БАЖУТОВА:

- От выпускника вуза работодатели, в основном, ждут желания обучаться и вникать в те бизнес-процессы, которые происходят в компании. Тенденция такова, что сегодня требуются люди не только с опытом работы по профилю, но и с профильным высшим образованием. Важно, чтобы выпускник обладал соответствующими компетенциями, базовыми знаниями по специальности, которой он обучался. Если это технические специалисты, то требуются компетенции конкретного направления: энергетика, электрика, электроника, механика, металлургия, автомобилестроение, химиндустрия и т. д.

Причем компании готовы обучать, углублять знания мотивированного работника.

Наталия АСКИНАДЗЕ:

- В компании "НСС" студенты рассматриваются на все существующие вакансии. Требования, предъявляемые к студентам, зависят от специфики должности, структурного подразделения и многих других факторов.

Если мы говорим о коммерческом персонале (менеджерах по продажам, специалистах справочных служб и центров обслуживания клиентов), то мы рассматриваем кандидатов с любым образованием и опытом работы. В этом случае основным для нас является готовность обучаться, грамотная и четкая речь, ориентация на результат. А также умение и готовность брать на себя ответственность, высокий уровень клиентоориентированности как на внешнего, так и на внутреннего клиента. К кандидатам на вакантные должности в других отделах и службах (например, техническом или ИТ) мы предъявляем высокие требования по теоритической подготовке. Нам важно хорошее базовое, профильное образование, высокая обучаемость, коммуникативная компетентность, работоспособность и т. д.

Отметим, что "НСС" - компания, открытая для студентов.

Сегодня в компании работают студенты последних курсов различных нижегородских вузов. Они успешно применяют свои теоретические знания на практике.

Анна КЛИМАНОВА:

- Мы рассматриваем всех кандидатов - неважно, насколько престижный вуз они закончили, и закончили ли вообще. На самом деле, важно, что они умеют делать и чему хотят научиться! Конечно, образование, полученное в учебном заведении, - это замечательно, а еще лучше, когда молодой человек целеустремлен, активен и желает работать и зарабатывать. "Евросеть" дает возможность реализовать себя профессионально, но главное: молодые люди получают реальную возможность заработать реальные деньги. К примеру, в нашем филиале перед праздниками эффективно работающие менеджеры по продажам зарабатывают до 60 тысяч рублей в месяц.

Амбициозным, инициативным ребятам мы предоставляем замечательные возможности для карьерного роста. В компании "Евросеть" очень много топ-менеджеров, которые начинали в нашей компании стажерами. Как пример, могу привести Валерию Глухов у. Четыре года назад она начинала в Нижегородском субфилиале компании "Евросеть" с должности стажера, а сейчас руководит целым сектором, под ее началом работают сотни сотрудников. "Евросеть" - отличная профессиональная школа, и лучшие ученики находят себе место в нашей компании.

Мы на рынке уже 11 лет, в России и СНГ открыто более 5150 салонов, в компании работает более 33 тысяч человек.

"Евросеть" - крупнейшая розничная компания по торговле мобильно-цифровой техникой, входящая в ТОП-250 крупнейших ритейлеров мира. Начиная свой опыт работы в "Евросети ", специалист в разы повышает свою стоимость на рынке труда. Тем более что мы готовы обучать их профессиональным навыкам. У нас есть свой учебный центр, и некоторые работающие студенты учатся и в нашем центре, и в вузе.

Николай БАБАНОВ:

- С чем связано то, что при выращивании кадров вы ориентируетесь на свой учебный центр? На мой взгляд, когда это делается профессионально и профессионалами (теми же вузами), это логичнее и выгоднее.

Анна КЛИМАНОВА:

- Пока еще не во всех вузах учат практическим профессиональным навыкам, необходимым в нашей отрасли. А вот наш учебный центр может научить молодого человека не только всем тонкостям современной мобильной и цифровой техники, но и реализовывать свои лидерские качества, умению ставить перед собой цели, управлять коллективом, работать в команде, а также вежливости, так необходимой сейчас работникам розничной торговли. Тем более что стратегия компании "Евросеть" - стать самой сервисной компанией России, и поэтому в нашей компании нет места невежливым, нечистоплотным и безответственным людям. Такие или быстро отсеиваются, или благодаря атмосфере, сложившейся в компании, и специалистам нашего учебного центра, их тренингам и учебным программам, овладевают этими навыками, которым, казалось бы, сложно научить уже достаточно взрослых людей. Но такие стимулы как хорошая заработная плата и карьерный рост вместе с замечательной возможностью постоянно повышать свой профессиональный уровень меняют молодых людей в лучшую сторону.

Юрий БЛИННИКОВ:

- Насколько я заметил, представители компаний обращают внимание на личностные качества человека. Это довольно важно при трудоустройстве, при работе в любой организации.

Почему сейчас недостаточно производственников?

Ведь на самом деле не хватает не инженеров (проблема не в количестве специалистов), а не хватает активных людей в этой сфере. В стране сейчас нужны люди с активной жизненной позицией, и на это особо надо обращать внимание в вузах при подготовке любого специалиста.

Нашу компанию "ЭР-Телеком " привлекают именно такие специалисты - динамичные, целеустремленные и ответственные. И наша компания открыта для студентов - приглашаем их и на практику, и на подработку. График работы предлагаем гибкий.

Валерий КОЛЯДА:

- Хотелось бы несколько слов сказать о компании "ЭРТелеком ", поскольку мы всего две недели назад начали свою деятельность в Нижнем Новгороде, а вообще работаем уже более семи лет. "ЭР-Телеком" - это телекоммуникационный холдинг, у которого 17 филиалов в городах России (в том числе в Перми, Казани, Волгограде, Самаре, Омске, Тюмени, Новосибирске и т. д.). Мы обеспечиваем доступ к кабельному телевидению, Интернету, а в перспективе (с осени 2008 года) будем предоставлять услуги по телефонии. Технических специалистов мы набираем готовых - с высшим образованием и с опытом работы. Нашей, да и другим телекоммуникационным компаниям, которые сегодня развиваются очень динамично, нерационально брать на работу выпускника без опыта или студента. Ведь если сотрудник не сумеет быстро устранить поломку, то это сразу же негатитвно скажется на имидже компании (абоненты должны получать услуги, за которые платят деньги, круглосуточно).

Что касается остальных должностей, то в абонентских отделах, центрах обслуживания клиентов могут работать люди с любым высшим образованием (хоть с историческим, хоть с юридическим).

Николай БАБАНОВ:

- Хорошо это или плохо с вашей точки зрения, когда человек, который учился определенное количество лет и получил диплом, например, историка, приходит в колцентр и занимается деятельностью, никакого отношения к истории не имеющей?

Валерий КОЛЯДА:

- С моей точки зрения, это хорошо, потому что если человек пришел к нам, значит, он не мог реализовать себя в той сфере, которой обучался.

А если он, скажем, не очень хочет работать учителем истории, потому что там мало платят, то это уже проблема не нашей компании. Кстати, мы готовы сотрудничать с нижегородскими вузами.

Светлана ЧЕХОВА:

- Меня как представителя высшей школы радует, что работодатели и вузы наконец-то начинают сотрудничать, искать пути по совершенствованию качества подготовки современных выпускников. Мы начинаем осознавать, что делаем общее дело. Сегодня работодатели получают прекрасную возможность влиять на содержание подготовки бакалавров и магистров: 20% дисциплин общих образовательных программ в Федеральных государственных образовательных стандартах высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) третьего поколения будут планироваться совместно с работодателями. В связи с этим наше взаимодействие в ближайшие полтора года станет еще более тесным.

Полина БАЖУТОВА:

- Многие крупные компании точно знают, кто им нужен, с какими профессиональными обязанностями столкнется специалист и что от него будут требовать.

Эдуард БАБКИН:

- Всероссийская ассоциация Предприятий Компьютерных и Информационных Технологий (АПКИТ) совместно с Высшей Школой Экономики разработала круг профессиональных стандартов, где четко определены специальности, наиболее востребованные бизнесом, и прописаны компетенции. Полагаю, деятельность в области IT может служить примером для других отраслей.

Делайте правильный выбор!

Полина БАЖУТОВА:

- Сегодня на нижегородском рынке труда далеко не все выпускники вузов устраиваются по своей специальности: кому-то не хватает знаний, а кому-то - желания работать по профессии. Хотя компании ждут людей, которые заинтересованы в работе по своей специальности. Может быть, здесь выход в том, чтобы вузы могли дать возможность студенту вовремя поменять специализацию?

Светлана ЧЕХОВА:

- В соответствии с договором, студенты Нижегородского института менеджмента и бизнеса имеют возможность поменять первоначально выбранное направление, если после освоения ряда специальных предметов понимают, что ошиблись с выбором. Процедура перевода на другую специальность проста: студент подает в деканат заявление с просьбой перевести его на другую специальность и после ряда согласований безболезненно приступает к освоению новой профессии. Обычно это происходит на втором-третьем курсах, к этому времени вуз старается окончательно сориентировать студента в выборе профессии.

Валерий КАЛЯГИН:

- В Высшей Школе Экономики очень интенсивно развивается программа "Курсы по выбору". Студенты после двух лет обучения могут сами выбирать специализацию. Это очень затратно для вуза, но дает студентам возможность самостоятельной ориентации - иначе они выйдут из вуза и начнут переучиваться за свой счет или за счет предприятия.

Николай БАБАНОВ:

- Именно те вузы, которые будут разрабатывать гибкие программы, ориентированные на реальный сектор экономики, будут успешно продвигаться. Другого не дано.

Алексей НОВОЖИЛОВ:

- Государственный образовательный стандарт сегодня позволяет дополнять базовое образование. После двух лет, когда студент закончил изучение общих дисциплин, он может идти дальше, выбирать другую специальность и одновременно с получением основного диплома получить еще один, но уже за плату. Студенты НГСХА в этом плане очень ориентированы, они поняли, что иметь две специальности, например, инженера и экономиста - это большой плюс.

Наталья ЯКИМЕЦ:

- Возможность получения дополнительного образования, без сомнения, увеличивает конкурентоспособность выпускников на рынке труда. Параллельно с освоением основной образовательной программы в НГПУ можно получить второе высшее образование или пройти переподготовку по программам дополнительного образования с получением диплома о переподготовке государственного образца.

Особенно возрастает значимость дополнительного образования при переходе на двухуровневую систему: получив диплом бакалавра, выпускник сможет целенаправленно пройти переподготовку по программе, необходимой ему для занятия определенной позиции при трудоустройстве. Кроме программ переподготовки, наш вуз предлагает и различные курсы повышения квалификации с выдачей документов гособразца. С программами дополнительного образования и другой информацией можно ознакомиться на сайте НГПУ www.nnspu.ru.

Валерий КАЛЯГИН:

- Новые образовательные стандарты (система бакалавриата и магистратуры) во главу угла ставят не дисциплины, а компетенции. Не важно, что студент конкретно изучал, на чем специализировался - надо научить его быть компетентным в своей области.

Светлана ЧЕХОВА:

- Я очень рада, что сегодня зашел разговор о компетенциях, поскольку в ближайшие годы нам с вами предстоит освоить новый для многих "язык компетенций". Хотелось бы, чтобы уже сегодня в нашу речь вошли такие понятия, как "универсальные" и "профессиональные" компетенции, которые в соответствии с ФГОС ВПО третьего поколения должны будут формироваться как образовательными учреждениями, так и работодателями.

Николай БАБАНОВ:

- Для успешной работы по очень многим специальностям совершенно необязательно учиться 5-6 лет. Вполне достаточно уровня бакалавра. Это не наше изобретение, а мировая практика.

Раиса КРАСАВИНА:

- В Высшей Школе Экономики двухуровневая система существует уже давно. А в этом году факультет экономики нижегородской Вышки прекращает набор на специальности, мы набираем только на направление "Экономика", в рамках которого сохраняются специализации в виде профилей: бухгалтерский учет и аудит, финансовый менеджмент, банковское дело, мировая экономика и математическая экономика.

Получив диплом бакалавра экономики, ребята могут продолжить обучение в магистратуре нашего факультета по выбранным специализациям.

В связке с реальным бизнесом Полина БАЖУТОВА:

- Мы привлекаем к работе над некоторыми проектами студентов, которые выполняют на предприятии функции, не требующие высокой квалификации. И, к сожалению, иногда видим, что приходят ребята, абсолютно не знающие, что такое бизнес.

Раиса КРАСАВИНА:

- Для того чтобы не было разрыва между теорией и практикой, мы приглашаем читать спецкурсы преподавателей-практиков, которые имеют свои фирмы или работают в банках. Студенты начинают подрабатывать уже с 3-го курса, и мы сталкиваемся с другой проблемой: работодатели обращаются с просьбой рекомендовать им выпускников, а я никого не могу предложить, поскольку все уже работают в INTEL, KPMG, Райффайзен банке или в Mirax Group, причем на очень хороших, достойно оплачиваемых рабочих местах.

Светлана ЧЕХОВА:

- В Нижегородском институте менеджмента и бизнеса на протяжении нескольких лет ведется целенаправленная работа по внедрению в учебно-воспитательный процесс практикоориентированного подхода. К учебному процессу привлекаются представители бизнеса, готовые к педагогической деятельности в вузе. В соответствии с методическими рекомендациями НИМБ дипломное проектирование имеет четко выраженную практико-ориентированную направленность: базой исследований наших выпускников являются организации и предприятия Н. Новгорода и Нижегородской области.

Родной вуз придет на помощь ? - Как вузы помогают в трудоустройстве своих студентов?

Наталья ЯКИМЕЦ:

- Нижегородский государственный педагогический университет готовит специалистов прежде всего для государственного сектора. Поскольку НГПУ - старейший вуз Нижнего Новгорода (в 2011 году будет отмечаться 100-летний юбилей), то и все механизмы, включая систему трудоустройства выпускников, давно налажены и функционируют: по большому счету возрождена система распределения, существовавшая в советское время, но сегодня она не носит принудительного характера. Создан Центр содействия трудоустройству выпускников, обеспечивающий информационную составляющую "распределения": информация о вакансиях собирается непрерывно, размещается на стендах факультетов, и выпускниники могут с ней ознакомиться.

В апреле проводится предварительное распределение, на которое приезжают представители работодателя, чтобы непосредственно познакомиться с претендентами.

Существенную роль в трудоустройстве, особенно на селе, играет губернаторская программа, называемая в обиходе "квартира - машина ", в рамках которой молодые специалисты (в основном, целевики), направляющиеся на работу в сельские школы, получают жилье, машину и прибавку к заработной плате.

Кроме того, поднимает престиж учительской профессии, а значит, стимулирует наших выпускников работать по специальности после окончания вуза, причем работать по-настоящему, творчески, с применением инновационных методов, приоритетный национальный проект "Образование", предусматривающий присвоение грантов лучшим учителям.

Валерий КАЛЯГИН:

- На факультете бизнес-информатики НФ ГУ-ВШЭ мы практикуем такую форму, как проектный семинар.

Работодатель рассказывает о проекте, который хотел бы реализовать. И группа студентов под руководством преподавателя вместе с представителем работодателя выполняют этот проект. Это, кстати, начало их собственной предпринимательской деятельности. Потом у них может появиться идея создать, например, собственную старт-ап-компанию.

Алексей НОВОЖИЛОВ:

- У нас вуз специфический, 13 специальностей - и механики, и экономисты, и экологи, и агрономы. Мы целенаправленно работаем на сельское хозяйств о и на переработывающие предприятия, поэтому с точки зрения трудоустройства нам и легко, и трудно. Речь идет о закреплении специалистов на селе. Жилье, работа, достойна я зарплата - вот что волнует наших выпускников. Сейчас, когда сельским хозяйством стали серьезно заниматься, ребята сами приходят и спрашивают: "Подскажите, куда поехать, я хочу работать на селе". И мы выбираем крепкие хозяйства, где наши выпускники могут трудоустроиться.

Спрос на наших специалистов есть, и нам есть что предложить. Студенты инженерного факультета НГСХА, например, на Российских олимпиадах по специальности ниже второго места не занимают. На таком известном предприятии, как "Нижегородагроснаб", инженерные должности занимают практически все наши выпускники, многие занимаются реализацией и обслуживанием импортной сельскохозяйственной техники в таких крупных фирмах, как "Автотехимпорт", "Добрая земля", "Агротрейд" и др.

Кстати, проблема закрепления кадров на селе актуальна не только для России. Сельское хозяйство везде одинаково. Вот недавно были со студентами в Германии: дома, конечно, красивые стоят, но ферма есть ферма, и молодежь тоже не остается в селе. Один немецкий фермер (ему 80 с лишним лет) сказал, что наконец-то передал свое дело молодой дочери (а ей уже под 60!).

Николай БАБАНОВ:

- Сегодня за "круглым столом" обсуждались очень непростые проблемы, характерные для всего мирового сообщества: роль образования в современном мире, взаимоотношения с работодателем. Подводя итог, можно сказать, что в настоящее время мы находимся в начале того пути, когда взаимоотношения между вузами и работодателями перешли от эмоционального восприятия к конструктивному диалогу, который строится на принципах взаимовыгоды.

НА ЗАМЕТКУ

ЗАО "Компания "ЭР-Телеком" +7 (831) 246-69-92, +7 (831) 25-7777-2 Ул. Мануфактурная, 14. www.ertelecom.ru ООО "Анкор Менеджмент"

+7 (831) 432-23-00 Ул. Максима Горького, 240 www.ancor.ru ЗАО "НСС"

+7 (831) 430-84-14, 415-00-27, 415-00-00 (доб. 158) Пер. Холодный, 10-а. www.ncc.nnov.ru ООО "Евросеть-Самара" Тел. +7 (831) 277-87-98 Нижегородский субфилиал компании "Евросеть" (отдел по работе с людьми): Нижний Новгород, ул. Литвинова, 74, кор. 31 smr.euroset.ru

***

БУДЬ В КУРСЕ!

Золотая медаль подешевела

Золотую медаль теперь школьник-отличник может получить, имея одну четверку по ЕГЭ. О таком послаблении объявили чиновники Роспотребнадзора на днях.

"Серебра" удостоятся выпускники, которые сдадут на четыре ЕГЭ аж по трем предметам. Конечно, после такого радостного известия отличники станут заметно способнее и увереннее в своих силах. Вот только не совсем понятно, зачем вообще нужно "золото"? Получить его, конечно, стало проще, но вот кроме красивой медальки и грамоты "За особые успехи в учебе", ребятам рассчитывать не на что. Ведь все льготы автоматически исчезнут с повсеместным введением ЕГЭ в 2009 году. И если раньше медалист мог поступить в вуз, сдав лишь один вступительный экзамен на пять либо просто пройдя собеседование, то теперь все зависит от входных баллов. Получается, что похвальный лист и кусок металла, за которые девчонки-мальчишки грызли гранит науки в течение 11 лет, можно разве что повесить в туалете, как Сергей Ненашев из фильма "Гений".

Конечно, есть народ, который утверждает, что у половины медалистов награды купленные. Но ведь есть и те ребята, которые не спали ночами, занимались каждый день по нескольку часов дополнительно и плакали из-за каждой четверки. Не боятся ли чиновники, что, отменяя льготы за медали, они просто уничтожают еще один стимул учиться?

***

НА ЗАМЕТКУ

Государственный университет - Высшая школа экономики: Н. Новгород, ул. Б. Печерская, 25/12.

Тел. (831) 416-96-52; 416-96-42 www.hse.nnov.ru

Нижегородский государственный педагогический университет:

Н. Новгород, ул. Ульянова, 1. Тел.: (831) 436-20-56, 436-01-94; www.nnspu.ru

Нижегородский институт менеджмента и бизнеса:

Н. Новгород, ул. Горная, 13. Тел.: (831) 433-02-51, 430-50-98; www.nimb.nnov.ru

Нижегородская государственная сельскохозяйственная академия:

Н. Новгород, пр. Гагарина, 97. Тел.: (831) 462-70-49

***

- Студенты начинают подрабатывать уже с третьего курса

***

На нижегородском рынке наиболее востребованы сегодня технические специальности