• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Банкротства и разорения мирового масштаба: истории финансовых крахов крупнейших состояний, корпораций и целых государств

Ведомости. 5 ноября 2009

Профессор ГУ-ВШЭ Андрей Кузьмичев: "Составители утверждают, что эта "книга - о крупнейших мировых разорениях и о причинах, по которым люди, компании и государства теряют огромные деньги".

В очередную годовщину октябрьского переворота, сделавшего богатых бедными, а революционеров, переродившихся в бюрократию, - богатыми, уместно вспомнить о банкротствах и разорениях мирового масштаба. В книгу с таким названием вошли материалы, написанные журналистами ИД "Коммерсантъ". Составители утверждают, что эта "книга - о крупнейших мировых разорениях и о причинах, по которым люди, компании и государства теряют огромные деньги".

Тем, кто поверит в это, придется скрупулезно высматривать причинно-следственные связи, выискивая тех, кто эти причины изучал, как, например, номинанты Нобелевских премий по экономике. Сколь бы то ни было серьезного анализа в книге нет, зато есть лихо закрученные истории, помогающие осознать, кто, как и когда терял богатство.

Среди главных героев - разорившиеся и разорители. В их числе два европейца, которые, приближаясь к критическому возрасту - 30 годам, - замахнулись на два крупнейших европейских банка. Первый - Barings, основанный аж в 1762 г., лопнул в феврале 1995-го и деньги вкладчиков "в размере $4 млрд сгорели", а сам банк "был продан голландской страховой группе ING за символическую сумму £1". Разоритель

- выросший в семье штукатура Ник Лисон "получил шесть с половиной лет тюрьмы, но по причине болезни (у него развился туберкулез) отсидел только четыре года". Второй, француз Жером Кервьель, замахнулся на Societe Generale, получил три года тюрьмы, зато стал знаменитостью мирового масштаба: интернет-энциклопедия Wikipedia посвятила ему развернутую статью.

Россия в книге также представлена. В очерке, посвященном Российской товарно-сырьевой бирже, один из первых брокеров вспоминает: "Товаров тогда не хватало по всей стране, а на бирже уже разрешалось торговать по свободным ценам. И товарная база росла бешеными темпами. Продавали авиадвигатели, противогазы, компьютеры... Биржа очень хорошо жила. Оплачивала самолеты, отпуска, проводила конкурсы, дарила деньги артистам". Финал биржи таков: именно на ней "стали возводить финансовую пирамиду, с точностью до деталей повторяющую контуры аналогичной государственной постройки - рынка ГКО".

В связи с этим уместно вспомнить иной финал - эпопею Ивара Крюгера, создавшего в 1923 г. International Match Corporation, т. е. Международную спичечную корпорацию, с предприятиями по всему миру. "Эта корпорация производила 75% спичек планеты, так что деньги капали в карман Ивара Крюгера почти всякий раз, как кто-нибудь прикуривал сигарету", - отмечено в книге. В годы Великой депрессии он попытался упрочить монополию, но прогорел и 12 марта 1932 г. застрелился в номере парижского отеля.